Агрессивный ребенок

Агрессия (лат. aggressio — нападение) — индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Основные формы — агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, расовые столкновения, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы психического заражения и взаимной индукции, стереоти-пизации представлений в создаваемом «образе врага». Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности — агрессивность.

Некоторые проявления агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр.).

Агрессивность (фр. agressif — агрессивный) — устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению. Уровни ее определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых — нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и следующим ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия и пр.

Агрессивность — одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.

Майерс различает два типа агрессии: враждебную и инструментальную. Источник враждебной агрессии — злость, ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии стремление причинить вред не самоцель, а средство достижения какой-либо позитивной цели.

Все многообразие форм агрессивности можно также разделить на два класса: это гетероагрессия, направленная на других, и аутоагрессия, направленная на себя.

А. Басе и А. Дарки выделяют пять основных типов агрессии:
— физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
— раздражение (вспыльчивость, грубость);
— вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.);
— негативизм (оппозиционная манера поведения);
— косвенная агрессия — направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей любого возраста, с самого раннего возраста.

Лучшей гарантией хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители сами не умеют управлять собственным гневом. Их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения агрессии. Ниже даны общие рецепты, которые помогут родителям избежать влияния их собственного гнева на отношения с ребенком.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
— слушайте своего ребенка.
— проводите вместе с ним как можно больше времени.
— делитесь с ним своим опытом.
— рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.
— если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но уделяйте свое «безраздельное» внимание и каждому из них в отдельности.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:
— если вы раздражены, по возможности отложите или отмените все совместные с ребенком дела, пока вы не успокоитесь;
— если какая-нибудь ситуация требует вашего вмешательства, обращайтесь с ребенком спокойно, не выражайте свои отрицательные эмоции;
— старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии:
— прямо говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или: «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить: примите теплую ванну, душ; выпейте чаю; позвоните друзьям; сделайте «успокаивающую» маску для лица; просто расслабьтесь, лежа на диване, послушайте любимую музыку.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
— не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
— не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией.
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка:
— изучайте силы и возможности вашего ребенка;
— если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), отрепетируйте все заранее;
— если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки.

Агрессивный ребенок, как правило ведет себя довольно деструктивно, это связано с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения агрессинвного ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.

Существует четыре основных способа обращения с гневом:
— прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, дав выход отрицательным эмоциям;
— выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не может дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса;
— сдерживать свой гнев, загоняя его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства способствуют возникновению стресса;
— сдерживать агрессию заранее, не давая ей возможности развиться. При этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Иногда агрессия проявляется в пассивно-агрессивной форме: агрессивный ребенок старается совершить все негативные действия и поступки (толкается, щиплется) исподтишка. Эта форма проявления гнева наиболее разрушительна. В этом случае в процессе коррекционной работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения, таким, как:
— перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные инструменты и т. д.);
— вербальное выражение гнева в вежливой форме («Я злюсь», «Я сердит»);
— конструктивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в конфликтных ситуациях.

К позитивным способам выражения гнева относятся:
— умение вербально направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону;
— вежливое, корректное выражение негативных эмоций;
— стремление найти конструктивное решение. Перенос чувств на безопасные объекты полезен в основном для маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми нужны резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», молоток, гвозди и обрезок бревна, спортивный инвентарь и т. п. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал в игровой форме. Такая техника полезна при работе с робкими, неуверенными в себе детьми.

Агрессивный ребенок зачастую имеет сильные мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому им полезны любые релаксационные упражнения.

Агрессивный ребенок иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знает других способов выражения чувств. Задача взрослого — научить их выходить из конфликтных ситуации приемлемыми способами. С этой целью в группе (или в кругу) можно обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Снижению уровня агрессии способствует развитие эмпатии.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивавшиеся в философ: ской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Различают: 1) эмпатию эмоциональную — основанную нг механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатию когнитивную — базирующшуюся на интеллектуальных процессах — сравнении, аналогии и пр.; 3) эмпатию предикативную — проявляющуюся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяют: 1) сопереживание — переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания, таких, как идентификации, принятия ролей, децентрации и пр., является слабое развитие рефлексивной сторон, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с углублением жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

Развивать эмпатию и формировать другие положительные качества можно во время совместного чтения. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет ребенка выражать свои чувства. Кроме этого полезно сочинять с ребенком сказки, истории. Желательно, чтобы в процессе чтения родители беседовали с детьми о чувствах, которые пробуждают в них те или иные действия героев.

Наблюдая агрессивные вспышки ребенка, психолог может продемонстрировать родителям или воспитателям следующие приемы воздействия:
1) использование физического препятствия перед назревающей вспышкой гнева. Желательно научить ребенка остановить занесенную для удара руку, удержать за плечи и твердо сказать «нельзя»;
2) переключение внимания ребенка на интересную игрушку или какое-либо занятие;
3) мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта);
4) удаление фрустрирующего объекта.

Источник: 
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми