Когнитивный диссонанс. Психология самооправдания

В ряду теорий соответствия особо выделяется теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера, созданная им в 1957 году. Сфера ее применения очень широка - ее влиянию подверглись, в частности, исследования в области социального познания, межэтнических отношений, коммуникативных процессов, В отношении изучения аттитюдов эта теория дает объяснение влияния поведения на изменение социальных установок. Но вначале коротко рассмотрим, что же собой представляет теория когнитивного диссонанса.

" Сам Фестингер начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представитьт его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности" ( Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 1978, с. 117). Итак, теория когнитивного диссонанса объясняет, как связаны между собой когниции ( будь то отдельные идеи, убеждения, предпочтения, знания или установки) относительно поведения субъекта. Согласно этой теории, когниции могут находиться в консонансных ( согласованных), диссонансных ( противоречивых) или иррелевантных отношениях. Соответственно диссонанс существует, в том случае, когда один когнитивный элемент будет противоречить другому. Возникновение диссонанса вызывает у человека стремление его уменьшить или избавиться от него полностью. При этом, существует несколько способов уменьшения диссонанса:
1) Человек может изменить поведение, сделав его соответствующим когнициям
( здесь может проявиться влияние аттитюдов на поведение). При этом диссонанс должен быть достаточно силен для того, чтобы изменения остались надолго.
2) Человек может изменить когниции, находящиеся в диссонансе с осуществленным поведением ( проявляется влияние поведения на аттитюды), следующими способами:
а) изменяя когницию таким образом, чтобы она стала консонансной другой когниции;
б) вводя в качестве поддержки новую консонансную когницию;
в) преуменьшив важность диссонансной когниции;
г) предположив, что когниции иррелевантны одна другой ( что они не связаны друг с другом).

В исследованиях изменения аттитюдов под влиянием поведения, проведенных в рамках теории когнитивного диссонанса был выявлен эффект недостаточного оправдания. Изменение аттитюда как средство уменьшения диссонанса может произойти, в частности, в тех случаях, когда человек утверждает что-то, во что сам не верит или, когда он совершает нечто противоречащее нравственным нормам или, противоречащее представлению человека о себе.

Подобные поступки могут приводить к изменению аттитюдов, но при условии, что у человека нет внешнего оправдвния его поведения и он вынужден обратиться к внутреннему оправданию (т.е. собственно к изменению своих аттитюдов). Изучению эффекта недостаточного внешнего оправдания был посвящен эксперимент Л. Фестингера и Д,М.Карлсмит, проведенный ими в 1959 году. Участники эксперимента в течение 3 0 минут выполняли два скучных задания. В первом задании каждому из них давали большую доску с 4 8 ручками и просили повернуть ручку на 90 градусов. Затем в течение 15 минут они должны были повторять эту операцию вновь и вновь. Во втором задании, которое также выполнялось каждым участником в отдельности, им давали доску со штырьками и просили на каждый штырек надеть катушку. Потом все повторялось снова. Затем испытуемых просили ( вместо якобы заболевшего ассистента) расписать только что проделанную ими работу, как чрезвычайно интересную, приятную и полезную молодой женщине, ожидавшей своей очереди для участия в эксперименте. Одним испытуемым за эту ложь было предложено по 20 долларов, другим только по 1 доллару. После этого участники должны были оценить, насколько им понравилось задание, которое они ранее выполняли. Фестингер и Карлсмит предположили, что плата в 1 доллар будет недостаточным внешним оправданием своей лжи для испытуемых. Поэтому они будут уменьшать когнитивный диссонанс, что приведет к восприятию выполненых ими заданий как интересных. В то время, как получение 20 долларов станет достаточным оправданием лжи и, соответсвенно, не приведет к изменению установок. Т.е. эти испытуемые оценят задания как действительно скучные. Результаты подтвердили их предположения. Таким образом, " лгавшие" в отсутствии значительного внешнего оправдания на самом деле изменили свое отношение к заданиям ( Майерс Д., 1997).

Влияние когнитивного диссонанса при недостаточном оправдании совершенных действий и изменения тем самым аттитюдов проверялось впоследствии во множестве экспериментов. Артур Коэн, например, убедил студентов Йельского университета принять участие в изучении трудного контрраттитюдного поведения. Эксперимент проводился сразу после некоторых студенческих выступлений, которые были жестоко разогнаны полицией. Студентов, которые были твердо уверены в том, что полиция вела себя отвратительно и применяла недозволенные меры, попросили написать статью в поддержку ее действий - оправдывать полицейских и сделать это со всем мастерством, на которое они способны. Перед тем, как они приступили к выполнению задания, им заплатили за их будущие усилия, причем одной группе студентов заплатили по 10 долларов, другой по 5 долларов, третьей по 1 доллару, а оставшимся по 50 центов. После окончания работы каждого студента попросили оценить свои аттитюды в отношении полиции. Зависимость оказалась абсолютно линейной - чем меньшим было вознаграждение, тем большее изменение наблюдалось в аттитюдах. Т.е. чем меньшим было внешнее оправдание, выраженное в денежном эквиваленте, тем больше было влияние действий ( в данном случае написание письма в поддержку полиции) на изменение аттитюдов.

Внешнее оправдание или недостаточность его может проявляться не только в материальном вознаграждении, но и в самых разнообразных формах. Так, это может быть угроза наказания или наоборот похвала и возможность сделать что-либо приятное хорошему человеку. Влияние именно такого внешнего оправдания было продемонстрировано в достаточно " экзотическом" эксперименте, проведенном Ф,Зимбардо.

Солдатам запаса, якобы в рамках исследования на тему "Альтернативные источники пищи для выживания в экстремальных условиях", было предложено попробовать жаренных кузнечиков. Одну половину испытуемых об этом попросил сердечный, добродушный офицер, другую половину - очень недоброжелательный и злой. Аттитюды в отношении поедания кузнечиков измерялись до и после того, как солдаты их попробовали. Результаты в точности совпали с гипотезами: Солдатам, которые съели кузнечиков по просьбе недоброжелательного офицера, новое блюдо понравилось больше, чем солдатам, к которым обратился с просьбой доброжелательный офицер. Т.е. когда было достаточное внешнее оправдание - просьба приятного офицера, к которому солдаты относились с уважением, - солдаты почти не испытывали потребности в смене своего негативного аттитюда в отношении кузнечиков, т.е. в наличие было объяснение своему поведению: "хотелось помочь хорошему парню". Зато у солдат, уступивших просьбе "нехорошего парня", внешних оправданий было явно недостаточно, и чтобы оправдать свое поведение, они проникались более положительными аттитюдами в отношении кузнечиков как пищи ( Ляйппе, Зимбардо, 2000).

Во многих исследованиях, проведенных в рамках теории когнитивного диссонанса изучались условия, при которых эффект недостаточного оправдания проявился бы в большей степени. При этом было выявлено, что это происходит когда:
• имеет место публичное совершение действия;
• поведение влечет за собой тяжелые последствия;
• если из-за обнаруживающегося несоответствия страдает Я-концепция человека,
его самооценка;
• если решение людей является свободным ( Гулевич О.А., Безменова И.К., 1999).

Источник: 
Белинская Е.П., Социальная психология личности