Группа - звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.
Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:
- некоторая продолжительность существования,
- наличие общей цели или целей,
- взаимодействие членов группы,
- развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,
- осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.
Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.
Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys - положение, состояние) - это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.
Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.
Лидер (от англ. leader - ведущий):
- за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,
- играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе,
- обычно выдвигается стихийно,
- может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,
- ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных,
- в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями,
- не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.
Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).
Лидирование в сфере ведущей (чаще всего - инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация - следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.
Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.
В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.
Руководитель:
- обычно назначается официально,
- ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,
- обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных,
- представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне,
- несет официальную ответственность за состояние дел в группе.
Основные функции руководителя:
- организация и контроль деятельности подчиненных,
- принятие решения,
- представительство во внешней социальной среде,
- воспитательная функция,
- экспертно-консультативная функция.
Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.
Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.
Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.
Для изучения структуры группы используется социометрическая методика