Психология групп

Группа - звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:

  1. некоторая продолжительность существования,
  2. наличие общей цели или целей,
  3. взаимодействие членов группы,
  4. развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,
  5. осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys - положение, состояние) - это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Лидер (от англ. leader - ведущий):

  • за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,
  • играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе,
  • обычно выдвигается стихийно,
  • может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,
  • ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных,
  • в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями,
  • не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.

Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего - инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация - следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.

Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.
Руководитель:

  • обычно назначается официально,
  • ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,
  • обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных,
  • представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне,
  • несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

Основные функции руководителя:

  1. организация и контроль деятельности подчиненных,
  2. принятие решения,
  3. представительство во внешней социальной среде,
  4. воспитательная функция,
  5. экспертно-консультативная функция.

Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Для изучения структуры группы используется социометрическая методика

Ключевые слова: Группа
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме
Структура психологии большой социальной группы
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Классификация групп
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Группомыслие: феномен «огруппления мышления»
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Групп анализ
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Групповые непосредственные ответы на фрустрацию и стресс
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Что такое Воркшоп?
Фопель Клаус, Психологические принципы обучения взрослых
Подростково-юношеские группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Эффективность групповой психотерапии
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Оставить комментарий