Психология групп

Группа - звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик (Р. Л. Кри-чевский, 3. М. Дубовская, 1991, с. 7).

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей: 1) некоторая продолжительность существования, 2) наличие общей цели или целей, 3) взаимодействие членов группы, 4) развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры, 5) осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе (Taylor Н. F., 1970).

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys - положение, состояние) - это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Лидер (от англ. leader - ведущий) - а) за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях, б) играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, в) обычно выдвигается стихийно, г) может не иметь официальных прав и обязанностей в группе, д) ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных, е) в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями, ж) не несет официальной ответственности за состояние дел в группе (Краткий психологический словарь, 1985, с. 161-162).

Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего - инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация - следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.

Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство. Руководитель - а) обычно назначается официально, б) ему официально предоставляются некоторые права и обязанности, в) обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных, г) представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне, д) несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

Основные функции руководителя: 1) организация и контроль деятельности подчиненных, 2) принятие решения, 3) представительство во внешней социальной среде, 4) воспитательная функция, 5) экспертно-консультативная функция.

Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом (Р. Д. Кричевский, Е. М. Дубовская, 1991, с. 176). Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Для изучения структуры группы используется социометрическая методика

Источник: 
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Темы: