Классификация типов мышления

Классификация типов мышления бывает следующих видов: по средствам, по познавательным процессам, по выполнимым задачам, по функциям и по уровню развития. Сейчас мы подробно поговорим про каждый из них.

I. По характеру используемых средств:
- наглядных - материал для мыслительной деятельности представлен в наглядной, конкретной форме (муляжи, лабораторное оборудование и пр.);
- знаковых - материал для мыслительной работы представлен в знаковой, символической форме (оперирование числами, словесное описание ситуации).

II. По характеру протекания познавательных процессов:
- интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения;
- аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности.

Аналитическое мышление включает в себя следующие мыслительные операции:
- абстрагирование - вычленение отдельных признаков изучаемого предмета и отвлечение от остальных. При выполнении операции абстрагирования важно, чтобы вычленялись существенные признаки предмета;
- анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики;
- обобщение - группирование объектов по общему признаку. В учебной деятельности важно, чтобы за основание обобщения брался существенный, а не случайный признак;
- синтез - мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон объекта в единое целое;
- сравнение - установление сходства и различия между объектами.

III. По характеру выполняемых задач:
- практическое мышление обычно имеет место, когда человеку приходится разрешать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями. Часто осуществляется в условиях дефицита времени (в клинике, на месте происшествия и т. п.);
- теоретическое мышление имеет место, когда стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде, подчинены поиску основной закономерности, правила, определению типа ситуации. Задачи такого типа подчинены не требованиям конкретной ситуации, а умению оперировать общими понятиями, видеть их взаимосвязи и зависимости.

IV. По функциям:
- творческое (созидательное) мышление - порождение новых идей, поиск оригинального решения задачи. Творческое мышление возможно в условиях свободы от критики, внешних и внутренних запретов;
- стереотипное - решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.

V. По уровню развития (генетическая классификация):
- наглядно-действенное мышление определяется и ограничивается возможностью манипулирования с конкретными предметами в конкретной наглядно данной ситуации. Может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом же возрасте наглядно-действенное мышление действует как основа для формирования типов мышления более высокого уровня (так называемые двигательные пробы);
- наглядно-образное мышление - человек оперирует наглядными изображениями объектов, их образами (рисунок, схема, план). Образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину, расширяет сферу действия ручного интеллекта.

На этот этапе развития мышления выделяется фаза ориентировки в ситуации.

В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышления сопутствует появление громкой речи как сопровождения фазы ориентировки, описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослого, затем для организации внимания и ориентировки самого ребенка в ситуации. Речь первоначально носит развернутый, внешний характер, затем постепенно «сворачивается», превращается в форму внутренней речи, которая и составляет основу внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мышление является базой для формирования словесно-логического мышления;
- словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций; функционирует на базе языковых, знаковых средств. Опираясь на коды языка, человек оказывается в состоянии выходить за пределы данной ситуации, усматривать непосредственно не наблюдаемые отношения и связи, решать теоретические задачи, делать обобщения.

Источник: 
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Темы: