Восприятие социальных объектов - себя и других подчиняется тем же механизмам, о которых говорилось ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления.
Так, например, фактор "предшествующий опыт" проявляется в феноменах приписывание, установка, стереотипизация и предубеждение.
Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом. Оно осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Приписывание включается в более общий план -установку. Особенно значительна ее роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Экспериментальные исследования показали, что воспринимающий субъект первоначально "видит" другого именно таким, какова была установка.
Стереотип возникает при тенденции "извлекать смысл" из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь с его ограниченностью.
Одним из следствий стереотипизации являются предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью.
Наши собственные экспериментальные исследования показали, что восприятие других преломляется через профессиональную принадлежность. Так, в частности, при предъявлении двух репродукций (Рубенс "Портрет молодой женщины с вьющимися волосами" и Джотто "Мадонна со святыми и ангелами") врачам, они в своих описаниях модели указывали симптомы ряда заболеваний, при этом симптоматика варьировала от специализации врачей. Эндокринологи указывали эндокринную патологию, невропатологи - неврологическую.
Описание тех же самых репродукций студентами 5-го курса лечебного факультета до изучения и после изучения курса эндокринологии резко менялось не только по стилю изложения, но и но содержанию. В них доминировала медицинская проблематика. Когда же на занятиях к студентам пришел человек и их попросили его описать по внешнему впечатлению, то студенты "увидели" у него множество различных симптомов заболеваний.
Следовательно, когда говорят о восприятии окружающего мира, то в какой-то мере необходимо вести речь о его профессиональном виденьи.
Для медиков представляют несомненный интерес восприятие боли и внутренняя картина болезни.