Принципы организации восприятия

Существует ряд принципов, с помощью которых происходит организация восприятия. К этим принципам относятся:

Принцип фигуры и фона - все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств.
Принцип заполнения пробелов - мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.
Принцип объединения (группировки) элементов - элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии:

  • Близость: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму.
  • Сходство: в единую форму легче объединить схожие элементы.
  • Непрерывность: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление.
  • Симметрия: форма будет воспринята как "правильная", если она имеет одну или несколько осей симметрии.

Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов, мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализует наибольшее число рассмотренных выше принципов организации восприятия.

Ключевые слова: Восприятие
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме
Воспринимаемый риск
Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья
Стереотипы восприятия
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Иллюзии восприятия
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Сенсорное развитие в младенчестве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Ощущение, восприятие и их нарушения
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Общая характеристика восприятия
Маклаков А. Г. - Общая психология
Психология восприятия в рекламе
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Психогенетика сенсорных процессов
Измайлов В. В. Психогенетика. Мн., 2010.
Оставить комментарий