Понятие о мотивах

До своего первого удовлетворения потребность еще «не знает» своего предмета. Только в результате его обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (преставляемый, мыслимый) предмет приобретает свою побудительную и направляющую деятельность функции, т. е. становится мотивом.

Мотивом называется предмет потребности. Или мотивом называется опредмеченная потребность.

Но объективно возникает вопрос, зачем нужно вводить понятие о мотивах, если очевиден факт, что человек действует потому, что он хочет действовать. Субъективные переживания, хотения, желания не являются мотивами потому, что сами по себе еще не способны породить направленную деятельность. Необходимо проанализировать каков предмет данного хотения, желания и т. д.

Мотивы побуждая и направляя деятельность, порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Цели как известно всегда осознаются. В отличие от целей мотивы актуально не всегда осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета о мотивах, которые стали источниками этих действий. Означает ли это, что мотивы всегда неосознаваемы? Нет, существует класс и осознаваемых мотивов. Полимотивация человеческой деятельности - типичное явление. По своей роли, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие -второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько Дополнительно стимулируют данную деятельность.

Если мотивы не осознаются, то как они представлены в сознании? Мотивы такого рода проявляются в сознании, но в особой форме. Таких форм по крайней мере две. Это эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» каким-то образом затрагивает его мотив. То есть особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Эмоции релевантны деятельности, а не реализующим ее действиям и операциям. Поэтому одни и те же операции, осуществляющие разные деятельности могут приобретать противоположную эмоциональную окраску. Даже успешное выполнение того или иного действия вовсе не всегда ведет к положительной эмоции, оно может породить и резко отрицательные переживания. Это является сигналом о том, что достигнутый казалось бы успех со стороны ведущего мотива психологически является для личности поражением. Эмоции таким образом являются как бы ключей к разгадке действующих мотивов.

Ключевые слова: Мотивы
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме
Мотивы и потребности личности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Мотивы человеческой деятельности
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Потребительские мотивы
Катернюк А.В., Рекламные технологии
Характеристики стимулов
...
Схема рождения мотива поведения и действия
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Цель и мотивы деятельности
Максименко С.Д., Общая психология
Мотивы поведения людей в сфере экономики
Липсиц И.В. - Экономика (Бакалавриат) - 2016
Мотив как потребность
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Оставить комментарий