Понятие о потребностях

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. В основном, когда говорят о потребностях, подразумевают их органическую форму. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.

Определение понятия о потребностях. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционироания называется потребностями.

Собственно потребность - это всегда потребность в чем-то. На психологическом уровне потребности опосредованы психическим отражением. Причем, это отражение осуществляется двояко. Во-первых, предметы, которые отвечают потребностям данного конкретного субъекта, выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками. Во-вторых, сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностные состояния.

Предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не фиксирован (А. Н. Леонтьев); таких предметов может быть много. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он должен быть еще найден и обнаружен. Со стороны поведения субъекта потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. Субъект может испытывать состояние неудовлетворенности, напряжения и т. д. При этом он может не знать, чем это состояние вызвано. В ходе поиска происходит «встреча» потребности со своим предметом и потребность приобретает уже свою предметность.

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В элементарных своих формах он известен как «механизм импринтинга» (т. е. запечатления). Пример импринтинга - пробуждение реакции следования у новорожденного гусенка при виде любого движущегося предмета, даже неживого (опыты К. Лоренца). «Механизм импринтинга» вы будете изучать в контексте темы «Научение».

В процессе опредмечивания потребности происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

Если рассматривать соотношение потребности и деятельности, то потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, но как только субъект начинает действовать, происходит ее трансформация и, чем дальше разворачивается деятельность субъекта, тем отчетливее предпосылка превращается в результат деятельности. Деятельность порождает новые потребности.

Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек, то к списку элементарных биологических потребностей можно добавить еще две:
1) Потребность в контактах с себе подобными (потребность в социальных контактах или общении).
Эта потребность остается одной из ведущих у человека, хотя формы ее по ходу жизни меняются.
2) Потребность во внешних впечатлениях или в широком смысле познавательная потребность.

Обе эти потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Общий путь развития человеческих потребностей: человек начинает действовать, чтобы удовлетворить свои биологические потребности, «но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Это и есть принципиальный путь развития потребностей человека» (А. Н. Леонтьев).

За развитием потребностей скрывается развитие их предметного содержания, их предметного наполнения. Здесь мы вплотную подходим к проблеме конкретных мотивов деятельности человека.

Источник: 
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология