Дианетика

Дианетика (от греч. диа — через, ноос — разум), или современная наука душевного здоровья, — любимое детище известнейшего писателя-фантаста Л. Рона Хаббарда. Хотя сам Рон Хаббард достаточно прохладно отзывался об официальной психотерапии (так же к нему относятся и терапевты), есть основания считать дианетику одной из оригинальных ветвей психотерапии, некоторые его идеи могут быть использованы в системе традиционной психотерапии.

Хаббард создал также новую религию — сайентологию. Организация и основные принципы этого религиозного сообщества дают основание подозревать, что оно является своеобразным видом тоталитарной секты. Книги Хаббарда наполнены необычной и усложненной терминологией, призванной, видимо, затруднить понимание простых принципов, заложенных в основу данной концепции.

Основные идеи

Главная задача дианетики, как она определяется Роном Хаббардом, — достижение человеком состояния «клир», т.е. состояния чистоты, которое дает человеку здоровье, счастье и исключительные способности. У такого человека отсутствуют аберрации, т.е. отклонения от рационального мышления и поведения, и поэтому он приходит к наилучшим возможным решениям.

В жизни обычного человека аберрации, т.е. нарушения рационального и эффективного функционирования, происходят часто, они проявляются как в иррациональном поведении, так и в разнообразных психических и психосоматических заболеваниях, так или иначе препятствуя выживанию человека. Причина аберраций коренится в содержащихся в психике индивида инграммах, т.е. скрытых записях, которые не влияют на его деятельность до тех пор, пока какая-то ключевая ассоциация не вызовет ту или иную инграмму к жизни. Инграммы содержатся в так называемом реактивном уме (Фрейд бы сказал — в бессознательном), который действует, не рассуждая, в ответ на ключевой сигнал, и инграмма срабатывает как команда, требующая безусловного исполнения, при этом разумное поведение разрушается самым неожиданным образом, а источник этих нарушений не доступен воздействию разума.

Инграммы попадают в реактивный ум в состояниях бессознательности, например в гипнотическом сне, при потере сознания из-за травмы или шока, при отравлении наркотиками или при общем наркозе при операции, в пренатальном состоянии (в утробе матери) и во время родов.

Все, что говорится вокруг человека, находящегося в состоянии бессознательности, дословно записывается в его реактивный ум, а в дальнейшем, при столкновении с подходящим ассоциативным сигналом, может быть воспроизведено как команда, происхождение которой самому индивиду неизвестно и сопротивление которой весьма затруднено. Например, во время родов мать может в отчаянии повторять: «Я не могу, не могу. Нет, это невозможно. Это никогда не кончится». Эти слова, сопровождаемые соответствующей негативной эмоцией, могут без всякой критики записаться в реактивный ум ребенка, в дальнейшей жизни этого человека подобная инграмма может воспроизводиться под воздействием ключевого раздражителя (в НЛП это называется «якорем»), который ассоциирован с этой инграммой. Воспроизведение такой инграммы приводит человека в состояние отчаяния и депрессии, он чувствует, что не в состоянии с чем-то справиться.

Особое значение в этом смысле имеет внутриутробный период развития, причем Р.Хаббард считает, что инграммы могут записываться в психику ребенка с первых же дней после зачатия (это уже смыкается с восточными концепциями, знатоком которых был Р.Хаббард). Самыеранние инграммы имеют самое большое значение, и их вычищение также наиболее важно, они называются бэйсик-бэйсик (т.е. основные базовые).

Практически все, что происходит с ребенком в утробе матери, без критики записывается в его реактивный ум: это могут быть попытка матери сделать аборт, семейные скандалы, половой акт во время беременности, болезненное состояние матери и т.д. Так же в момент родов реактивный ум ребенка записывает огромное количество инграмм, загруженных отрицательными эмоциями, поэтому Р. Хаббард считает, что в родовых отделениях должна стоять полная тишина, чтобы снизить уровень аберраций у будущих поколений.

С помощью специальных методик можно вычищать отрицательные инграммы из реактивного ума и при достижении состояния «клир» человек уже практически не имеет аберраций и способен к оптимальному выживанию. Выживание есть единственная подлинная цель жизни (с точки зрения Хаббарда), и чем выше степень выживания, тем больше непосредственное ощущение счастья. Но выживание, по Хаббарду, включает в себя не только максимальное выживание человека ради него самого (это только первая динамика), но и выживание посредством половой деятельности, рождения и воспитания детей (вторая динамика), а также выживание группы, к которой принадлежит человек, и ее культуры (третья динамика) и, наконец, выживание всего человечества, его культуры и всей природы (четвертая динамика). Чем дальше каждая из динамик от нулевого уровня выживания, тем выше эффективность и счастье человека.

Терапия

Терапия в дианетике осуществляется как взаимодействие преклира, т. е. еще не очищенного от инграмм индивида, и одитора — или человека, обученного терапии дианетики. Одитировать (англ.) означает «слушать и рассчитывать».

Процесс терапии состоит в ведении преклира по траку времени, т. е. по линии времени назад в прошлое, даже в пренаталъное состояние и вплоть до зачатия, и слушании того, что он воспроизводит, наталкиваясь на те или иные инграммы в своем прошлом. Р. Хаббард настаивает, что это не просто воспоминание, но реальное возвращение именно в тот момент, когда была записана та или иная инграмма (напоминает механизм регрессии в психоанализе и путешествие по линии времени в НЛП). Натолкнувшись при путешествии по траку времени на ту или иную инграмму, преклир воспроизводит ее вслух и в дальнейшем циклически повторяет, что приводит к разрядке эмоционально-энергетической составляющей инграммы и тем самым к ее ослаблению и даже полному стиранию (метод репитера, кстати, взятый на вооружение и Ф. Перлзом, см. гл. «Гештальттерапия»).

Процесс дианетической терапии нельзя назвать гипнозом (хотя клиент, конечно, находится в трансовом состоянии), потому что в гипнозе в основном записываются те или иные команды в реактивный ум клиента, а дианетика ставит своей целью вычищение подобных команд. Используются специальные приемы, чтобы избежать возможных случайных внушений со стороны одитора.

Основная модель терапии может быть представлена следующим образом. Пациент сидит в удобном кресле или лежит на кушетке в тихой комнате, где его ничего не отвлекает, одитор предлагает ему смотреть в потолок.

Одитор монотонно считает вслух от одного до семи снова и снова, пока глаза пациента не закроются сами собой (по сути это наведение транса). Это не сон, пациент полностью осознает все, что с ним происходит, и подрагивание его ресниц является для одитора показателем оптимального состояния для возвращения по траку времени. Одитор договаривается с преклиром, что когда он в конце сессии произнесет слово «отменяю», автоматически сотрутся все случайные внушения, сделанные им во время сессии.

Далее преклир начинает свое продвижение в прошлое, пока не натыкается на тот или иной инцидент, породивший инграмму. Одитор работает с преклиром над получением всей необходимой информации об инциденте. Затем с помощью репитера или других приемов сокращаются все инграммы, с которыми преклир вступил в контакт, чтобы больше у них не оставалось эмоционально-энергетического заряда.

После этого пациент возвращается в настоящее время, одитор убеждается, что он действительно в настоящем времени, произносит слово «отменяю» и восстанавливает полное осознание окружающей среды.

Пример.
Одитор. Вы в настоящем времени?
Пре-клир. Конечно.
Одитор. Как вы себя чувствуете?
Пре-клир. О, у меня немножко болит голова.
Одитор. Закройте глаза. Теперь скажите: «Стой здесь».
Пре-клир. Ладно. Стой здесь. Стой здесь. Стой здесь... (Несколько раз).
Одитор. Вы двигаетесь?
Пре-клир. Нет.
Одитор. Скажите: «Я пойман. Я пойман». Пре-клир. Я пойман. Я пойман... (Несколько раз). Одитор. Вы движетесь по траку? Пре-клир. Не-а.
Одитор. Скажите: «Я в западне». Пре-клир. Я в западне. Я... Ой, моя голова! Одитор. Продолжайте повторять.
Пре-клир. Я в западне. Я в западне. Я в западне. Ой! Стало хуже! (Его соматика становится сильнее по мере приближения к инграмме, удерживающей его по другую сторону барьера, которым отгорожена «бессознательность»).
Одитор. Продолжайте повторять.
Пре-клир. Я в западне. О, Боже мой, я в западне. Я никогда не вырвусь из этого места. Я никогда не вырвусь. Я в западне!
Одитор. Подойдите к ней поближе. Убедитесь, что в ней больше ничего не осталось. (Трюк, направленный на то, чтобы пре-клир не пересказывал опять то, что он только что сказал, а продолжал работать над инг-раммой).
Пре-клир. Голова болит! Дайте мне добраться до настоящего времени!
Одитор. Пройдите ее опять. (Если в пре-клире обнаруживается такой сильный заряд, он будет расстроен и в инцидент может в следующий раз будет трудно войти).
Пре-клир. О, Боже мой, я в западне. Я боюсь, что попалась. (Появилось новое слово). Я никогда не выберусь из этого места, пока жива. Я в западне. Я никогда не вырвусь. Я в западне. Я никогда не вырвусь. Я в западне.
(В сторону). Она плачет. О, зачем мне нужно было выходить замуж за такого человека!
Одитор. Как Ваша голова?
Пре-клир. Болит меньше. Эй, это скверная шутка! Она колотит себя по животу. Злюка! Будь ты проклята!
Одитор. Переживите это опять. Давайте убедимся, что в ней нет ничего больше. (Тот же механизм для того, чтобы удержать пре-клира от проигрывания только что сказанного вместо того, что он теперь получает из инграммы. Если он проигрывает вместо того, чтобы повторно переживать, инграмма не поднимется).
Пре-клир. (Так и делает, находя новые слова и несколько звуков, включая глухие удары в ее живот и гудок машины на улице). Только не говорите мне, что я должна пройти этот инцидент опять.
Одитор. Пройдите опять, пожалуйста.
Пре-клир. Ну, эта дама пытается вмять мою голову и избавиться от меня. Но я выскочил наружу и хорошенько ее побил.
Одитор. Пожалуйста, пройдите еще раз эту инграмму.
Пре-клир. (Пре-клир начинает, но вдруг обнаруживает, что инграмма, как нитка с петлей, выпрямляется и содержит больше данных в том месте, где была петля). Я должна подумать, что сказать Гарри. Он на меня набросится. (Это было источником шутки о выпрыгивании).
Одитор. Пожалуйста, пройдите ее опять. Там может быть больше данных.
Пре-клир. (Так и делает, прежние части инграммы сокращаются, появляются два новых звука: ее шаги и текущая вода. Затем он становится весел и смеется).

Инграммы часто препятствуют своему нахождению, поскольку обычно содержат указание на невозможность чего-либо сделать, эта команда распространяется и на процесс поиска инграммы. Однако если быть настойчивым, то всегда можно найти и вычистить инграммы. Около 500 часов одитинга (это соответствует пяти-шести годам психоанализа) достаточно, чтобы достичь полного очищения, т.е. чтобы сделать обычного человека «клиром» в терминах дианетики.

В принципе то, что описано выше, представляет собой вполне грамотную психотерапевтическую процедуру в стиле трансперсональной терапии с погружением клиента в транс, но проблемы взаимоотношения психотерапии и дианетики состоят в том, что последняя не признает себя ветвью психотерапии, и организации, занимающиеся распространением дианетики и сайентологии, достаточно закрыты и имеют много черт, свойственных тоталитарным сектам.

В настоящее время достаточно широко распространена психотерапевтическая система, основанная также на идее стирания отрицательной эмоционально-заряженной информации, но с помощью специально организованной системы движений глаз.

Ключевые слова: Терапия
Источник: Линде Н.Д., Основы современной психотерапии
Материалы по теме
Когнитивная терапия депрессии
Соловьева С.Л., Психотерапия
Медико-психологическая реабилитация психически больных
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Аверсивная терапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Методы лечения шизофрении
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Двигательная терапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Принципы психофармакотерапии в детской и подростковой психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Морита терапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Использование ролевых игр в работе с несовершеннолетними
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Оставить комментарий