Потребность в физиологии

Если исключить человека, то многообразные потребности живых организмов сводятся к одной — к поддержанию своего индивидуального и видового существования. Не бывает потребностей положительных и отрицательных. В нормальном организме потребность всегда отрицательна как состояние и положительна по своим целям, будь то потребность в получении пищи (голод) или потребность в прекращении болевого раздражения. Соответственно факторы, мешающие удовлетворению данной потребности (отсутствие пищи или самки, действие вредных факторов, неблагоприятных температурных условий), всегда отрицательны.

Наличие потребностей обусловлено самой природой живого, для которого характерно сочетание постоянного самообновления химического состава наряду с относительным постоянством внутренней организации. Вот почему многие потребности имеют врожденный характер. Кроме голода, жажды, полового влечения, к числу врожденных потребностей можно отнести сон и бодрствование, сохранение своей целостности, заботу о потомстве (родительский инстинкт), получение внешней информации, тренировку мышечной системы и внутренних органов, определенное состояние газовой и температурной среды и т. д.

Вместе с тем было бы ошибкой абсолютизировать генетическое происхождение потребностей. Известно, что систематическое введение в организм ряда химических веществ, таких, как морфий, алкоголь, никотин, порождает в дальнейшем сильнейшую потребность в этих веществах, явно не существовавшую от рождения.

Условия воспитания способны существенно изменить степень и формы проявления врожденных потребностей. Так, обезьянка, для которой мать была заменена куклой с искусственной соской, став взрослой, весьма холодно относилась к собственному детенышу. Специальными приемами можно нарушить у крысы потребность в строительстве гнезда (Я. Дембовский, 1959). Таким образом, даже у животных потребности формируются под влиянием окружающей среды. Еще сложнее обстоит дело с формированием социально обусловленных потребностей человека. Потребность в общении, в трудовой деятельности, в восприятии художественных произведений возникает в процессе индивидуального развития. В зависимости от эпохи, социального строя, классовой принадлежности и культурного уровня круг потребностей одного человека крайне отличается от потребностей другого. Скажи мне, каковы твои потребности, и я скажу, кто ты.

Потребности различаются не только но качеству, но и по количеству, степени напряжения. Каждая потребность имеет свою объективную и субъективную меру. Объективная мера той или иной потребности носит видовой характер. Для человека научно установлена суточная потребность в количестве пищи, ее отдельных компонентах (белки, жиры, углеводы), в газовом составе воздуха, в оптимальной температуре окружающей среды, в продолжительности суточного сна. Врожденные и приобретенные индивидуальные особенности данного человека или животного определяют его субъективную «шкалу» потребностей. Голодание одной и той же продолжительности может почти не отразиться на состоянии одного человека и породить острую потребность в утолении голода у другого.

Потребность легче определять для больших отрезков времени (сутки, месяц), где можно воспользоваться статистическими приемами исследования. Труднее произвести объективное измерение потребности живого организма в данный момент. В этих случаях чаще всего используется приближенный метод, где мерилом потребности служит величина внешнего воздействия, порождающего потребность.

Например, о потребности в устранении боли судят по силе электрического тока, о потребности в нище — по длительности интервала между кормлениями, о потребности в поддержании температурного баланса — по температуре окружающей среды, точнее, по отклонению температуры от оптимальной.

Не менее широко используется метод измерения двигательных и вегетативных реакций организма на возникающую потребность.

Этот метод позволяет оценить величину субъективной потребности, т. е. потребности данного, изучаемого живого существа. О степени потребности судят по речевым и голосовым реакциям (сообщение взрослого человека, плач ребенка), по движению (его скорости и величине), по изменениям электрической активности мозга, кровяного давления, пульса, дыхания, химического состава крови и т. д. Основной недостаток метода состоит в том, что большинство перечисленных реакций определяется не исключительно потребностью, а целым рядом факторов и прежде всего эмоциями, которые, как мы уже говорили, отнюдь не тождественны потребностям. Потребность в сохранении жизни у храброго человека ничуть не меньше, чем у трусливого, но в критической ситуации у первого из них мы почти но наблюдаем вегетативных сдвигов, а в организме второго бушует «вегетативная буря». Только наивные и поверхностные люди полагают, что бесстрашный — это тот, кому «жизнь не дорога». Ниже мы рассмотрим вопрос о теоретической возможности измерять потребность по величине вегетативных и двигательных реакций, «вычленив» из них «эмоциональную составляющую».

Особенно трудным оказывается измерение потребности в таких единицах, которые позволяли бы сопоставлять одну потребность с другой. Пока мы оцениваем потребности с помощью их прямого столкновения, биологической конкуренции. Сотрудница Павлова М. А. Ерофеева вырабатывала у собак условный пищевой рефлекс путем сочетания болевого раздражения кожи с пищей. Спустя некоторое время, в ответ на электрический ток собака не обнаруживала признаков боли, а облизывалась, тянулась к кормушке, виляла хвостом. Постепенно увеличивая силу тока, Ерофеева находила ту границу, за которой пищевая реакция сменялась оборонительной.

Американский физиолог Ф. Бич (1050) показал, что болевое раздражение током до 100 вольт не подавляло половой активности крыс. При повышении тока до 380 вольт половое поведение прекращалось. Так (напряжение электрического тока стало мерилом пищевой и половой потребности у экспериментальных животных.

Теоретически можно представить себе единицу измерения, общую для различных потребностей. Любое воздействие (температура, голод, электрический ток) характеризуется определенным диапазоном сдвигов, возникающих в организме, от самых слабых (пороговых) до несовместимых с жизнью или существенно нарушающих нормальную жизнедеятельность. Условимся, что одну десятую или одну сотую часть каждого диапазона сдвигов жизненно важных функций мы принимаем за единицу измерения потребности. Это даст нам возможность в каждый данный момент прямо и непосредственно измерить потребность живого существа в пище, воде, восстановлении температурного баланса, в устранении повреждающего фактора и т. д. Наибольшая методическая трудность будет опять-таки состоять в выборе показателей, отражающих именно факт потребности, а не степень эмоционального напряжения.

Нужно ли говорить, что пока мы чрезвычайно далеки от возможности количественной оценки социальных потребностей человека. В принципе такая возможность, по-видимому, существует, по об этом мы будем говорить в дальнейшем, когда выясним, что же, кроме самой потребности, играет решающую роль в происхождении эмоций.

Возникновение фундаментальных потребностей живых существ связано с первоначальными сдвигами внутреннего химизма. Полагают, что сдвиг в интромедиарном обмене (цикле трикарбононых кислот) представляет начальное звено голодного состояния высших млекопитающих (Л. М. Уголев и В. Г. Кассиль, 1061). Этот сдвиг воспринимается чувствительными образованиями — рецепторами, расположенными в пищевой области головного мозга и на периферии. Большое значение имеет при атом сигнализация из желудка. Искусственное наполнение желудка требует усиления прямого электрического раздражения «центра голода» в мозгу для получения пищевой реакции животного (Н. Миллер, 1961). Нарушение водно-солевого баланса возбуждает специализированные клетки подбугорной (гипоталамической) области мозга. Возбуждение этого центра ведет к сокращению мышц верхней части глотки и пищевода. Сокращаясь, мышцы раздражают чувствительные нервные окончания, что приводит к ощущению жажды. Гормональные сдвиги в организме ведут к возбуждению половых центров, к изменению кровенаполнения половых органов, к повышению чувствительности специализированных (эрогенных) рецепторных зон. Периферические изменения в половых органах сами становятся источником нервных импульсов, усиливающих половое возбуждение. Так, потребность в пище, воде, удовлетворении полового инстинкта, начавшись с химических перестроек, получает отражение в возбужденном состоянии определенных отделов центральной нервной системы.

Специализированные центры голода, жажды, половой функции, температурного дискомфорта, боли и т. д. с достаточной избирательностью активируют высшие подкорковые отделы мозга и кору больших полушарий —- хранилища генетического и приобретенного опыта. Через сложную систему врожденных и условно-рефлекторных нервных путей устанавливаются связи между потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством взаимодействия организма с окружающей внешней средой. Потребность становится влечением, или мотивацией. Таким образом, влечение есть целенаправленная потребность, обращенная к объектам внешней среды, которые могут обеспечить ее удовлетворение. Во многих случаях влечение имеет врожденную природу и безошибочно проявляется у животных, воспитанных в полной изоляции. Но у высших животных, особенно у человека, мы нередко можем наблюдать потребность без влечения, когда возникает необходимость замыкания новых условных связей для того, чтобы потребность обрела цель.

Голодный ребенок до определенного возраста реагирует на потребность в пище плачем, капризом, общим двигательным возбуждением, а не поиском источников питания. Даже овладев речью, он не просит есть. Примерно так же он реагирует на потребность в отдыхе и сне.

В период полового созревания возникает чувство неясного «томления», которое лишь постепенно трансформируется в половое влечение. Наблюдая за собой, за окружающими, слушая их рассказы, читая книги, подросток очень медленно устанавливает связи между нарастающей потребностью и определенными событиями в окружающей среде. Факт удовлетворения потребности при этом отнюдь не обязателен для ее превращения во влечение. Хорошо известно, что у человека целенаправленное влечение сформировано за несколько лет до первых случаев удовлетворения половой потребности.

Итак, с помощью безусловных и условно-рефлекторных связей потребность адресуется к объектам внешнего мира и становится целенаправленным влечением. Процесс приспособительного поведения живых систем приобретает характер действия для удовлетворения данной потребности.

Между действием и мотивацией существуют сложные диалектические отношения. Уточнение цели представляет одну из важнейших сторон действия, и было бы ошибкой отрывать действие от формирования цели.

Трудно согласиться с теми авторами, которые рассматривают выработку навыка как процесс многократного сопоставления пробных движений с вполне законченной «двигательной задачей», которая в готовом виде смоделирована в «акцепторе действия» и, корригируя движения, сама практически не испытывает корригирующих влияний. Только для удобства и четкости анализа мы в дальнейшем будем рассматривать действия, направленные на удовлетворение потребности, допустив, что цель окончательно сформирована и уточнена.

Ключевые слова: Потребности
Источник: Симонов П.В., Что такое эмоция
Материалы по теме
Потребности организма и личности
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Трансформация потребностей
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Мотивационно-потребностная сфера младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Этапы формирования и реализации потребности личности
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Понятие о потребностях
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Духовные потребности
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Классификация потребностей в отечественной психологии
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Общая характеристика потребностей. Физиология и психология потребностей
Зоткин Н.В., Общая психология
Оставить комментарий