Психологические основы здоровья

Снижение показателей физического и психического здоровья в общенациональном масштабе ведет от поколения к поколению к дегенерации энергетических и физиологических потенциалов, поскольку незрелые телесно и психически люди способны к рождению еще более ослабленного потомства.

Сегодня можно говорить о здоровье как факторе национальной безопасности и нравственности и ее опоре. Эти формулировки сегодня понятны уже всем. На каждой ступени обучения психологические основы здоровья наших детей ухудшаются. Любой процесс обучения по сути своей полиативен, поэтому методики обучения должны включать в себя оздоравливающие моменты иначе никакие уроки физкультуры не помогут. Например, все системы, основывающиеся на оздоровлении, утверждают, что сидеть ребенку вредно, а в школе его посадили и согнули. Ребенок - игрок по натуре, ему надо двигаться. Известно, что спортсмены на соревнованиях используют огромные затраты энергии и сил, но они этого как бы не замечают. То же - с детьми. Есть много практических примеров, когда при использовании развивающих педагогических технологий удается без особого труда передать детям в 3-5 и более раз превышающий стандартный объем усваиваемых знаний в данном возрасте. В частности, такой опыт на протяжении более чем 10-летней практики был получен в Гуманитарно-художественном лицее «ЭОС», директором которого был автор настоящего исследования.

Использование развивающихся педагогических технологий особенно эффективно в самом раннем возрасте. Известно, что речь и мышление человека начинает формироваться в утробе матери. Зачастую обучение детей ведется «шоковым методом», т.е. дети, общаясь со взрослыми, должны понять закономерности и логику их речи. У младенцев язык тела - это такое же фундаментальное средство самовыражения, как и крик. Было установлено, что в семьях, где глухие родители общаются между собой с помощью знаковой системы жестов, дети начинают произносить с помощью жестов первые предложения на 6-10 месяцев раньше, чем дети в обычных семьях - с помощью слов.

Причина большинства недугов и несчастий имеет происхождение духовное, а не физическое. Неправильные отношения между людьми создают предпосылки к появлению многих неприятностей в жизни. Тело есть раб души, а душа - царица. Всякое общение на повышенных тонах приводит к полевым аномалиям, которые тем сложнее устраняются, чем ближе нам собеседник и чем «выше» тон высказываний. Сам человек является одновременно источником и распространителем этих аномалий. Местами повышенной полевой опасности можно считать скопления недовольных и озлобленных людей: общественный транспорт, митинги и собрания протестов и т.д. Все это требует огромных энергетических затрат. Недостаток жизненной энергии опасен тем, что характеризуется нарастанием хаоса, рассогласованием, расбалансом во всех частях сложной системы, будь это наше тело, ситуация или неживой объект. Особенно чувствительны к нарастанию хаоса так называемые неравновесные системы, к которым можно отнести все живые организмы, включая человека. Никто не имеет права нарушать законы построения своего организма, иначе разумное содружество живых клеток начнет нарушаться, что приведет к патологии.

Длительность жизни, здоровье, процветание и другие блага бывают так или иначе «заслужены» теми семьями и индивидуумами, поведенческие реакции которых соответствовали определенным нравственным принципам. Люди, проживающие долгую и полнокровную жизнь, имеют гораздо более живой ум, их любовь полна страсти, они удачливы в работе и более счастливы в семейной жизни, они вообще более благополучны. Состоящие в браке живут дольше, чем одинокие, разведенные или потерявшие спутников жизни.

В таинстве венчания есть понятие о том, что браки совершаются на небесах. Каждый человек имеет именно ту жену и того мужа, которого заслуживает. То же можно сказать и о друзьях.

«В здоровом теле здоровый дух» - гласит мудрость и свидетельствует о том, что нравственное и физическое состояние жестко зависят друг от друга, хотя вернее было бы сказать: «Здоровый дух - условие здорового тела». Хорошее здоровье - это дивиденды, которые платит жизнь тем, кто ведет нравственный образ жизни.

Существует точка зрения, согласно которой болезни и невзгоды есть своеобразные индикаторы верности решения жизненных задач. Православие рассматривает недуг как благо и вразумление оступившемуся человеку, с одной стороны, и как наказание, расплата за грехи - с другой. Болезни могут посылаться и как испытание и даже в награду тем, кто желает добровольно пострадать в этой жизни, дабы очиститься для жизни вечной. Святые отцы церкви говорят, что чем человек грешит, тем он и страждет. Блудники расплачиваются за свои грехи венерическими заболеваниями, СПИДом, бесплодием. Сребролюбивые и завистливые подпадают под власть нервно-психических заболеваний. У чревоугодников развивается ожирение и болезни желудочно-кишечного тракта. Гнев предвещает болезни сердечно-сосудистой системы и т.д. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что в теле нашем всю жизнь воюют между собою начала жизни и смерти, добро и грех, болезни и здоровье.

Бог как бы вразумляет нас страданиями. Телесные страдания могут подвигнуть человека к покаянию. Чрезмерно здорового человека иногда можно уподобить жеребцу, которого может понести галопом. «Сытый голодного не разумеет» - свидетельствует народная мудрость. Так и здоровый может не иметь милосердия к страданиям больного.

Святой Василий Великий писал, что равный вред душе бывает в обоих случаях, - и когда плоть непокорна, от избытка здоровья предаваясь неистовым порывам, и когда от мучительных болезней изнурена, расслаблена и неподвижна. Потому что душа при таком состоянии тела не имеет времени подумать о вечном, но бывает по необходимости занята ощущением боли, и ослабевает, подавляемая злостраданиями тела. По слову апостола Петра, «страдающий плотию перестает грешить».

Болезнь не всегда есть абсолютное зло и может быть своего рода «педагогическим методом» перевоспитания человека, сдерживающим и ограничивающим фактором. Практические психологи свидетельствуют о множестве случаев исцеления пациентов, которые что-то получали от своих недугов. Причем они или не осознавали этого, или считали это результатом своих болезней, после обнаружения их недуг становился более понятным. Вряд ли найдется много людей, желающих сознательно болеть, но желание выздороветь связано с пониманием того, какие обстоятельства привели к столь плачевному результату, и стремиться избавиться от них, изменив что-то в своей жизни.

Только в этой ситуации надо быть предельно честным с самим собой, понимать, что ему действительно не нужно то состояние, которое приводит к патологии.

Чем больше знает человек, тем выше ответственность за совершаемые поступки, как говорится, «кого дубиной, а кого - хворостиной». В христианской культуре есть изречение о том, что просвещенный раб будет бит больше. Например, когда искушенный в понимании законов психики человек вообразит, что он больше и лучше других знает, как поступать, реальность тут же не преминет вернуть его на землю. Истина заключается в том, что чем больше мы начинаем понимать что-либо, тем большая ответственность на нас ложится. В описаниях о чудесах исцеления по молитвам православных христиан есть рассказ одной женщины, прихожанки Свято-Троицкого собора Александре-Невской лавры, которая рассказала удивительную историю из своей жизни. Она умирала от рака в больнице, врачи поставили крест на ее лечении, но ей не давала покоя мысль о судьбе детей. И она стала день и ночь взывать к Богу и просить исцелить ее ради них. И свершилось чудо - она поправилась, выздоровела и воспитала своих детей.

Для каждого человека есть несколько способов лечения. Духовным методом могут исцеляться люди, у которых нет абсолютно никаких сомнений. Но даже и для глубоко верующего человека, по свидетельствам христианских наставников, не всегда следует рассчитывать на чудеса исцелений, поскольку эта милость подается не всем и не всегда. Иному бывает полезно «потрудиться» и подождать, чтобы иметь время осмыслить и изменить какие-то обстоятельства своей жизни.

Многие слышали о так называемом эффекте «плацебо», когда больному под видом лекарства дают простую воду или пилюлю, не содержащую никаких активных веществ, но, тем не менее оказывающую на организм лечебное воздействие. Эта терапия достаточно эффективна в практике косвенного внушения или процесса обучения, а плацебо-эффект - фактор популярности любого из многочисленных методов и средств терапии.

Методы суггестивной психотерапии основаны на восприятии информации без критической оценки (suggestio от латинского — внушение), оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения, основным средством которого является слово, вызываются ощущения, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также происходит воздействие на вегетативные функции без активного участия личности и логического анализа. Эффект данного метода тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет работающего с ним психолога или врача. Внушение во время естественного сна широко используется при лечении фобий и истерических симптомов, которое можно сравнить с определенным видом гипнотической коммуникации. В качестве интересного примера таких воздействий можно рассмотреть методику «маска» - вариант косвенной (опосредованной) психотерапии. Медицинский персонал предварительно готовит пациента к процедуре для ингаляции «нового, чрезвычайно эффективного» лекарства, которое «специально заказано для больного». Человека укладывают на стол, закрывают лицо наркозной маской, смоченной неизвестной ему пахучей жидкостью, и, когда он начинает ее вдыхать, осуществляют внушение, направленное на восстановление нарушенных функций, чаще - истерического происхождения. Уверенность в лечебном эффекте является активным фактором при проведении всех видов терапии. Можно согласиться с утверждением о том, что лекарства не всегда необходимы для выздоровления, а вот вера - всегда.

Арттерапия использует в своих методиках изобразительное искусство, с помощью которого личность может выразить свое психоэмоциональное состояние. С давнего времени художественное творчество душевнобольных людей привлекало внимание психологов и психиатров. Основываясь на собственном педагогическом опыте в известных московских художественных вузах, автор также может свидетельствовать в пользу утверждения о том, что на основе анализа рисунков можно достаточно точно диагностировать малейшие изменения в психическом состоянии человека. Это настолько поразительный факт, что не перестаешь изумляться, как из двенадцати рисунков студентов одной группы, одновременно выполняющих рисунок с одной модели, например, гипсовой головы античного героя, нельзя встретить при общем сходстве с моделью двух схожих по характеру и манере исполнения рисунков. Причем создается впечатление, что в каждом рисунке есть едва уловимые черты сходства с автором. Сегодня необходимость использования в психодиагностике такого мощного эмоционального фактора, каким является искусство и творчество, несомненна. Как говорил Оскар Уайльд: «Искусство - это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится».

Согласно представлениям о природе творческих процессов, адаптационное воздействие арттерапии на психологические основы здоровья можно увязать с самой сущностью искусства, ведь мобилизация латентных творческих сил сама обладает терапевтическим влиянием. В каждом человеке предполагается существование возможностей (некий скрытый потенциал), которые можно освободить для самореализации личности, хотя они (возможности) у всех людей очень разные. Поэтому задача арттерапии - не сделать из всех художников, а пробудить в человеке активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей. Согласно взглядам психологов, творчество - одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом и стрессом, способного сформировать поведение со стремлением к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию и силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению, которое свойственно только психологически здоровым людям. Сдерживание творческого потенциала также может быть причиной неврозов. Творчество, как одна из возможных форм сублимации, позволяет проявлять, осознавать, а также выражать и тем самым отражать в искусстве различные инстинктивные импульсы (сексуальные, агрессивные) и психологические основы здоровья (депрессию, тоску, подавленность, страх, гнев, неудовлетворенность). Некоторые исследователи считают, что рисование, например, может быть рассмотрено как компенсирующий акт, позволяющий человеку подавить в себе брутальную агрессию.

В простой интерпретации творчество может просто отвлекать личность от навязчивых и болезненных переживаний. Рисование и лепка могут снять напряжение также за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Творческий процесс способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживанию отрицательных эмоций. Это особенно важно для людей, не имеющих возможности выговориться, поэтому выразить свои переживания в творчестве легче и проще, чем о них рассказать.

Физическое и физиологическое влияние арттерапии способствует улучшению зрительно-двигательной координации, восстановлению и развитию моторики. Нельзя недооценивать также непосредственного воздействия на организм цвета, линий, формы. В Японии с давних времен лечили нервные потрясения рисованием иероглифов. Выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.

В целом показания к арттерапии очень обширны, тем более что ее применение каждый человек может индивидуально дозировать для углубленного анализа и коррекции своих скрытых личностных переживаний. Этот метод можно вполне самостоятельно использовать в качестве седативного средства при психомоторном перевозбуждении. Некоторые психологи рекомендуют использовать занятия творчеством в качестве профилактического средства, как своеобразный способ обсуждения причин эмоционального дискомфорта. Недаром большинство известных психологических диагностических средств основаны на рисованных тестах. Арттерапия позволяет более глубоко оценить поведение пациентов, составить мнение о том, на каком этапе жизни находится личность, выявить индивидуальную символику, которая может отображать стремления в разные моменты жизни.

Судьба человека часто повторяет судьбу его родителей или
одного из предков. При явных профессиональных, личностных и других различиях близкие люди могут быть очень похожи в моделях поведения. История семьи часто определяет психологическую наследственность и в этом смысле слова каждый является родственником своего прошлого. Американский психиатр Берн создал трансактный анализ. Согласно его представлениям, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении своей жизненной позиции. Он проживает свою жизнь «по сценарию», написанному при активном участии его ближайшего родственного окружения, основываясь на стереотипах, которые когда-то были полезны для его выживания, но теперь утратили свою актуальность.

Основная цель этого метода - реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, формирования новой системы ценностей, исходя из настоящих потребностей и возможностей. Конечно, воля каждого - видеть и объяснять мир по-своему. История семьи может повторяться до тех пор, пока не будут усвоены «уроки», которые она пытается внушить.

Наша жизнь зависит от образов наших мыслей, слов и поступков. Не всякая история содержит неудачи, но все неудачи имеют свою историю. Христиане говорят: «Время жизни - время покаяния». Никто не имеет права на земле существовать бессмысленно. И рано или поздно придется осознать, что все неприятности происходят от невнимания к себе и другим людям, от стремления, чтобы все и все вращалось вокруг нас. Жизнь, однако, устроена по-другому. Этому невозможно научить. Этому можно только научиться. Было бы нескромно брать на себя смелость выносить вердикты по столь серьезной проблеме, над решением которой «ломало голову» не одно поколение великих мыслителей, дабы не впасть в учительство без оснований. Советовать другим - очень трудное и ответственное дело, и под силу оно бывает лишь духовно возросшим.

Источник: 
Колесникова Т.И., Психологический мир личности и его безопасность
Темы: