Взаимодействие людей в неорганизованных группах

Взаимодействие людей в неорганизованных группах предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, сборища, панические настроения, мании, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массовое поведение, массовые увлечения, социальные движения, революции.

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно сознаваемой общности целей, но связанных между сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Длительность существования толпы определяется значимостью происшествия, которое образовало толпу: она может либо разойтись после ликвидации элемента зрелищности, либо прийти в еще более возбужденное состояние недовольства чьими-то действиями и перейти сама к активным, чаще всего агрессивным действиям.

Элементарные формы коллективного поведения людей в толпе — относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие людей в ситуации неопределенности или угрозы. Ключ к пониманию природы коллективного поведения дает такая форма социального взаимодействия, как круговая реакция - взаимное возбуждение людей приобретает круговую форму, при которой люди отражают настроения, эмоции друг друга и таким образом интенсифицируют их.

Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его снятия, выражаемое в форме беспорядочной и некоординированной деятельности, причем чувство беспокойства вовлекается в круговую реакцию и становится «инфекционным», происходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди обладают повышенной чувствительностью по отношению друг к другу, а также там, где они вместе переносят разрушение своего заведенного жизненного уклада. Эти условия встречаются в таких случаях социального беспокойства, как революционные волнения, женский протест, религиозные волнения, трудовые конфликты. Черты социального беспокойства:

  • беспорядочный характер поведения, когда люди находятся в состоянии напряжения и чувствуют сильный позыв к действию, но не имеют четкого представления и понимания своих целей;
  • возбужденные чувства тревоги, страхов, неуверенности, агрессивности, склонность к распространению слухов и преувеличений;
  • наличие повышенной раздражимости и внушаемости людей, психологической неустойчивости, податливости влиянию лидеров, новых стимулов и идей.

Там, где коллективное возбуждение интенсивно и широко распространено, есть вероятность возникновения социальной инфекции — сравнительно быстрого, бессознательного и нерационального распространения каких-либо настроений, порывов или форм поведения (например, разгул биржевой спекуляции, финансовой паники или волны патриотической истерии). В стихийных группах основные способы воздействия на людей — заражение, внушение и подражание.

Заражение как бессознательная передача эмоционального состояния от одного человека к другому усиливается в толпе, особенно в ситуации паники. Слово «паника» происходит от греческого «безотчетный ужас». Характеризуется состоянием массового ужаса перед реальной или воображаемой опасностью, возрастающего в процессе взаимного заражения, снижающего способность рациональной оценки обстановки. Паника усиливается при дефиците информации об источнике опасности, неожиданности, испуга, травм, характеризуется хаотичными нерациональными неконтролируемыми действиями людей, даже состоянием массового безумия.

Подражание — механизм воздействия людей друг на друга, результатом которого является не только принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но и воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Наиболее существенными особенностями поведения человека в стихийной группе являются:

  • обезличивание — выражается в ослаблении контроля поведения за своими действиями и преобладании импульсивности (ослабление осознанности и доминирование инстинктивных форм поведения), в утрате чувства личной ответственности за совершаемые поступки, что является причиной разрушительных действий;
  • чувства преобладают над интеллектом, что усиливает подверженность различным влияниям;
  • возрастает подверженность психическому заражению, внушаемости.

Можно выделить 4 типа элементарных коллективных групп (Г. Блумер): действующая толпа (агрессивная толпа), экспрессивная толпа (например, танцующая толпа в религиозных сектах), масса (люди, участвующие в массовом поведении, но не имеющие никакой социальной организации, люди отделены и неизвестны друг другу, например при золотой и земельной лихорадке), публика (кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то специально организованным зрелищем; публика более организованная группа, более ориентирована на соблюдение норм поведения, но в случае какого-то инцидента может стать неконтролируемой и перейти в состояние толпы) и общественность (группы людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, имеют разные мнения относительно подхода к решению проблемы, проводят дискуссии о ее решении).

Эти социальные группировки возникают спонтанно и их действие не направляется и не определяется существующими культурными моделями и нормами. Общество в целом действует, следуя предписанным правилам, толпа — устанавливая контакт (повышенная восприимчивость людей к друг другу, бессознательная откликаемость на настроения, спонтанная готовность к совместным действиям), масса — путем совпадения индивидуальных выборов, а общественность приобретает свой особый тип единства и возможность действовать, благодаря достижению какого-то коллективного решения или выработке какого-то общественного мнения. Будучи коллективным продуктом, общественное мнение представляет всю общественность в ее готовности к действию по решению проблемы и как таковое делает возможным согласованное действие.

Формирование общественного мнения происходит:

  • через открытие и принятие дискуссии, когда заинтересованные группы (имеющие частную озабоченность относительно способа решения проблемы) стремятся оформить и установить мнение остальных, относительно незаинтересованных людей;
  • через пропаганду — умышленно направляемая кампания с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность.

Появление указанных элементарных коллективных группировок указывает на происходящий процесс социального изменения. Они играют важную роль в развитии нового коллективного поведения и новых форм социальной жизни, в формировании нового социального порядка, служат основой для формирования социальных движений, благодаря которым выстраиваются в фиксированные социальные формы новые типы коллективного поведения. В своем начале социальное движение аморфно, плохо организовано, т. е. коллективное поведение находится на примитивном, вышеуказанном уровне. По мере того, как социальное движение развивается, оно приобретает организацию, набор обычаев и традиций, упрочившееся руководство, социальные правила и социальные ценности, способность создать новое устройство жизни.

Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальное движение базируется на определенном общественном мнении, которое впоследствии может само формироваться и изменяться. Социальное движение реализуется в различных общественных акциях, таких как выступление в средствах массовой информации, демонстрации, манифестации, митинги, съезды.

Социальное движение может вырастать и организовываться с помощью следующих механизмов:

  • агитация возбуждает людей и таким образом делает из них возможных сторонников движения. Для этого агитация должна привлечь внимание людей, взволновать их, пробудить их эмоции, дать этим эмоциям некое направление посредством идей, критики, внушения и обещаний;
  • процесс организации чувства сопринадлежности и солидарности людей друг с другом, формирование взаимной симпатии между сторонниками данного социального движения, что способствует согласованному поведению;
  • развитие внутригруппового / внешнегруппового отношения: вера членов движения, что их группа справедлива и права, а другие группы беспринципны и злонамеренны, служит сплочению этих членов вокруг своих целей и ценностей. Наличие врага в этом смысле очень важно для придания движению целостности и сплоченности;
  • использование церемониального поведения и ритуалов: массовые митинги, демонстрации, парады, юбилейные церемонии, ритуальная атрибутика — лозунги, песни, стихи, флаги, униформа и пр. — способствуют развитию и закреплению социального движения, а у каждого индивидуального участника этих ритуалов возрастает самооценка, в результате он ощущает себя важной персоной, и это чувство личной значительности оказывается отождествленным с социальным движением как таковым;
  • формирование групповой морали, дающей движению постоянство и определенность: убежденность в правильности и праведности цели движения, вера в конечное достижение движением своей цели, вера в то, что на движение возложена некая священная миссия; создание своих «священных книг», например «Капитал» Маркса для коммунистического движения;
  • развитие групповой идеологии — свода учений, в которых формулируются цели и назначение движения, содержится критика существующей системы, намечаются планы политики, тактики и практической деятельности движения.

Успешное развитие социального движения зависит от указанных механизмов, а социальные последствия зависят от характера социального движения: реформистское или революционное движение.

Мотивы, побуждающие людей организовывать социальные движения и примыкать к ним, могут быть различные:

  • мотивы, непосредственно связанные с официальными целями социального движения (человек искренно считает необходимыми определенные социальные изменения, провозглашаемые данным социальным движением);
  • мотивы самореализации (человек примыкает к социальному движению, стремясь проявить себя, совершить что-либо общественно полезное);
  • корыстные мотивы (социальное движение служит как средство достижения человеком собственной выгоды, стремления улучшить собственное положение);
  • познавательные мотивы (человек стремится узнать новую информацию через присоединение к социальному движению);
  • мотивы вызова (присоединение к движению осуществляется вопреки желанию кого-то: родителей, друзей, коллег и т. п.);
  • мотивы присоединения (человек стремится стать частью группы, добиться принятия со стороны других людей, уйти от одиночества).

Принадлежность людей к разным социальным движениям, группам может обуславливать возможность межгрупповых конфликтов.

Ключевые слова: Группа
Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Материалы по теме
Конфликт между личностью и группой
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Межгрупповые конфликты
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Признаки больших социальных групп
Деркача А.А., Социальная психология
Квазигруппы и их виды
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Групповая психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Развитие малых групп
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Социально психологическая структура группы
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Социальный статус индивида в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Оставить комментарий