Муниципальный кредит

Муниципальный кредит – денежные экономические отношения, в которых муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию). Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:
1) муниципальное кредитование – муниципалитет является кредитором;
2) муниципальное заимствование – муниципалитет является должником или должником и принципалом;
3) муниципальные гарантии – муниципалитет является гарантом.

Гарантия – способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Муниципальный кредит выполняет следующие функции.

1. Распределительная функция. Муниципалитет:
1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления;
2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов.
2. Регулирующая функция.

Муниципалитет:
1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов;
2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику.
3. Стимулирующая функция, при которой муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью кредитов и инвестиций.
4. Контрольная функция. По объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов – эффективность своей финансовой политики.

Особенность муниципального кредита определяется именно участием в ней муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. В условиях, когда муниципальные образования не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей – во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.

Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Источник: 
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Темы: