Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения  – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Межбюджетные принципы:

  1. распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  3. равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
  4. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  5. равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Сложившаяся в Российской Федерации система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 90-х гг. ХХ в. реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. При этом федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макроэкономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований.

Особое место в системе мер по реформированию межбюджетных отношений отводится внесенным Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 4 января 2003 г. в Государственную Думу проектам Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные законопроекты 21 февраля 2003 г. приняты Государственной Думой в первом чтении.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“»  направлен на обеспечение согласованности и системности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на повышение эффективности государственной политики, на стабилизацию межбюджетных отношений.

Источник: 
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Темы: 
Материалы по теме
Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов
Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс...
Бюджетная компетенция (права) РФ
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Бюджетный процесс в субъектах РФ
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Особенности бюджетов
Волкова. Управленческий учет
Инвестиционные бюджеты
Немировский И.Б., Старожукова И.А., Бюджетирование
Правовой режим целевых бюджетных фондов
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Реформа межбюджетных отношений в РФ
Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс...
Оставить комментарий