Креативность может рассматриваться как "первый шаг" в будущих инновациях. В рамках такой модели инновация является окончательным результатом творческой активности субъекта, завершающим этапом жизненного цикла новой идеи. Однако анализ креативно-инновационного процесса как однонаправленного с фиксированными стартовыми (возникновение решения или идеи) и финальными (практическая реализация творческого продукта) точками не позволяет выявить всю полноту системных связей между параметрами творческой и инновационной активности субъекта. Учёт факторов обратной связи и цикличности в динамике функционирования и проявления креативности и иновационности позволяет рассматривать эти феномены как составные части одного глобального процесса, связанного с рождением и практической реализацией новых идей, форм и решений. Так, к примеру, К. Ли и др. упоминают фактор обратной связи в описании ими деятельности и основных достижений одной успешной и перспективной Южнокорейской Интернет - компании. Цикличность инновационного процесса ими разделяется на 4 следующие стадии:
- продуцирование работниками творческих идей;
- транслирование информации об этих идеях;
- их внедрение и применение;
- обучение на основе реакции рынка.
Обратим внимание на последнюю стадию инновационного процесса. Она подразумевает возможность учёта внешней ситуации при формировании основных параметров инновационного процесса. Обратная связь в виде рыночных сигналов может служить основной для дальнейшего обучения и развития как отдельных сотрудников организации, так и всей фирмы в целом. Эти рыночные сигналы в значительной степени могут быть связаны с новейшими разработками в той либо иной области, которые уже представлены на рынке. Таким образом, информация о внедрённых инновациях, а также об изменениях, возникших в среде (технологической, социально-политической, коммерческой и пр.) в связи с этим, может являться не только поводом для переосмысления методов и технологий работы, но и "запускающим механизмом" для реализации творческого потенциала на уровне деятельности как отдельного субъекта, так и всей системы или организации.
Следует в этой связи отметить, что особенности влияния творческих способностей и продуктивной деятельности субъекта, а также основных параметров новых идей и технологий, инициирующих инновационный процесс, на его основные характеристики изучаются довольно интенсивно. Но этого нельзя сказать об анализе основных закономерностей воздействия инноваций на креативность, а также на основные параметры той продуктивной среды, в условиях которой могут формироваться в дальнейшем новшества следующих поколений. Это и вполне объяснимо. Ведь в контексте рождения, развития и функционирования какой-либо отдельно взятой идеи творческая активность субъекта предшествует появлению, оценке и дальнейшей реализации инновации. Её появление и осуществление просто невозможны без предварительной творческой инициативы субъекта или группы. Именно поэтому основные явные этапы инновационного процесса изучаются довольно интенсивно, но в большинстве случаев рассмотрение и анализ "жизненного цикла" инновации завершается этапом её практического внедрения или реализации. Этапы влияния уже реализованной инновации на основные параметры творческой активности "авторов" следующих поколений инноваций остаются вне сферы такого анализа.
Поэтому изучение основных закономерностей такого влияния в контексте системного исследования цикличности инновационного процесса оказывается весьма актуальной задачей.
Могут быть выделены 2 аспекта указанного влияния. Первый аспект связан с воздействием на субъекта или группу, продуцирующих новые оригинальные идеи, совокупности идей и технологий, появившихся в определённой сфере жизнедеятельности человека в последнее время. Зачастую такие разработки являются "трамплином" для появления на их основе новых творческих продуктов. Их просто необходимо учитывать и подвергать анализу прежде, чем пытаться продуцировать свои собственные идеи и предложения. Учёт предшествующих разработок позволяет избежать эффектов избыточности и повторения в процессе творческой деятельности, а также воспроизведения таких результатов, которые были ранее получены кем-то другим. Второй аспект влияния связан с тем, что инновации отличаются от творческих продуктов тем, что они уже реализованы и используются. Поэтому в некоторых случаях на процесс творческой активности генераторов идей может оказывать влияние ознакомление не только со смыслом новых идей, но также и с фактом их внедрения и практического использования.
В этом случае вполне возможно, что творческая активность субъекта будет сконцентрирована на совершенствовании или доработке уже внедрённых и используемых инноваций. Таким образом, само содержание творческой деятельности в этих двух случаях может оказаться различным и зависимым от степени внедрённости и практичности спродуцированных ранее в указанной области идей и технологий.
Проблематика воздействия на субъекта идей, произведённых другими людьми, а также способов оперирования им этими идеями была исследована в проведённом нами эмпирическом исследовании. Кроме взаимосвязей между креативностью и инновационностью субъекта в нём изучались способы доработки и модификации чужих идей, а также факторы, обеспечивающие в некоторых случаях принятие таких идей в неизменной форме (у испытуемых была возможность по их желанию либо проявлять инициативу и дорабатывать чужие идеи, либо принимать их без изменения). В дополнение к этому анализировались корреляции между количеством чужих творческих продуктов, принятых субъектом как с доработкой, так и без доработки, с одной стороны, и уровнем его инновационности - с другой. Результаты проведённого корреляционного анализа приведены в табл. 4.1.
Как видно из этой таблицы, число модификаций чужих творческих продуктов значимо положительно коррелирует с уровнем инновационности субъекта (p<0.05). Однако коэффициент корреляции оказался невысоким. Таким образом, можно считать, что активная реакция субъекта на идеи, произведённые другими людьми, может в определённой степени являться индикатором его инновационности. В случае такой реакции можно говорить о связи (хоть и неярко выраженной) между параметрами осуществлённых или потенциальных инноваций, с одной стороны, и инновационной активностью субъекта, потребляющего информацию о них, - с другой.