Модели инновационных процессов

Существуют многочисленные модели инновационных процессов. В исследованиях указанной проблематики проявляется тенденция к переходу от простых линейных моделей к сложным (спиралеобразным, с элементами обратной связи и пр.). Ниже мы более подробно проследим динамику развития и совершенствования таких моделей.

Простые линейные модели предполагают последовательность стадий инновационного процесса и предсказуемость результативных характеристик каждой из этих стадий. Такие модели ставят в основу нововведений научное открытие или изобретение. Таким образом, в соответствии с этими моделями, инновационный процесс "отталкивался " от новых идей. Такие модели появились на первом этапе развития исследований инноваций (50-е - середина 60-х г.г. 20-го века). Основной характеристикой инновационного процесса в случае функционирования подобной модели является его линейность, обеспечивающая последовательную трансформацию исходного материала (новой идеи, открытия, изобретения и пр.) посредством технологического развития в товар или услугу, востребованные на рынке. Такой линейный процесс может быть уподоблен процессу движения научной разработки из отдела в отдел в исследовательской организации или университете [Chiesa, 2001; Berkhout et al., 2007]. При этом предполагается, что каждое подразделение занимается своим участком работы.

Недостатками модели инновационного процесса первого поколения является то, что:
• она недооценивает роль конечного результата (недостаточно ориентирована на результат): в рамках этой модели инновационный процесс идёт скорее от открытия или изобретения, а не к необходимому результату;
• во главу угла ставится научная свобода, а не акцент на минимизации издержек или максимизации прибыли от внедрения инновации;
• в инновационном процессе недостаточно чётко прослеживаются его стратегические цели;
• коммерческая составляющая внедряется в инновационный процесс только на самых поздних его этапах;
• недостаточно чётко прослеживаются полномочия и ответственность одного лица, принимающего решения;
• на разных этапах за различные участки работы отвечают разные исполнители;
• в этой модели практически не представлен функционал профессионального проектного менеджера.
Модели инновационных процессов второго поколения ориентировались прежде всего на потребности рынка. Толчок развитию этих моделей дали исследования потребительского поведения и мотивации. Инновационный процесс выглядел как мультидисциплинарный проект, в реализации которого принимали участие различные предприятия, организации или подразделения, объединённые в одну систему. Но указанная система в этом случае являлась по своей сути реактивной, т.к. она "механически" реагировала на изменяющиеся обстоятельства. Исследовательские организации в рамках такой модели зачастую выстраивались в своей работе по матричному принципу. Схема этой модели представлена на рис. 4.2.

Недостатками таких моделей инновационных процессов являлись:
• недооценка долгосрочных исследовательских программ (т.к. ориентация инновационного процесса исключительно на требования конъюнктуры рынка приводила к достижению локальных и тактических целей в ущерб реализации стратегических) [Bennett and Cooper, 1982];
• организационная структура инновационной системы оказывалась неустойчивой и недолговечной, т.к. её цели довольно часто менялись;
• между участниками инновационного процесса не успевали сложиться долговременные и продуктивные связи;
• часто возникали противоречия между различными субъектами инновационной деятельности и клиентами, т.к. инновационный процесс обладал определённой инерцией и не успевал за быстро меняющейся конъюнктурой рынка;
• в качестве результата инновационного процесса формировались в большинстве случаев инкрементальные, а не кардинальные инновации, в рамках которых происходили незначительные усовершенствования исходного продукта или услуги, а не их качественное преобразование;
• инновационные проекты реализовывались отдельно друг от друга. Инновационные процессы, представленные в моделях третьего поколения, носили более сложный характер, обеспечивая комбинирование ориентации на технологическое развитие и учёт требований рынка. В этом случае различные этапы процесса в большей степени по сравнению с предыдущими моделями вписывались в стратегические цели развития инновационной системы или организации. Модели инновационных процессов третьего поколения представляли собой по-прежнему линейные последовательности этапов, но уже с элементами обратных связей, а также с учётом в них требований рынка и текущего уровня развития технологий.

Основные недостатки такой модели связаны со следующими факторами:
• более выраженной ориентацией на процессуальную и результативную составляющие инновационного процесса в ущерб анализу рыночных и организационных инноваций;
• принятием в первостепенный расчёт процессов рождения новых идей и инициации инноваций, а не их внедрения и использования;
• акцентом на постепенном улучшении свойств объекта или процесса, а не на поиске путей осуществления революционных изменений.

Модели инновационных процессов четвёртого поколения представляют собой целую сеть взаимодействий, в рамках которых происходит распределение функций инновационной системы. При этом осуществляется интенсификация связей как между её подсистемами, так и с внешними партнёрами. Такие процессы становятся параллельными, для их успешной реализации необходим качественный менеджмент знаний, а также системный подход к управлению. Повышается уровень гибкости и адаптивности инновационной системы.

Основные недостатки инновационных процессов четвёртого поколения обусловлены:
• их сложностью;
• необходимостью значительно повышения затрат ресурсов на их инициализацию и поддержание.

Из приведённого описания путей развития моделей инновационных процессов видно, что на каждом следующем этапе в них происходят такие изменения, которые во многом обусловлены ростом их сложности. Таким образом, можно выделить основные положения их развития, связанные с этим параметром:
• на организационном уровне инновационные процессы меняют свою форму от однонаправленного последовательного взаимодействия между различными подразделениями инновационных систем к таким, где имеет место реализация мультидисциплинарных проектов, в которых задействованы самые разные подсистемы одновременно;
• если в первых двух поколениях инновационных процессов имела место ориентация либо на технологии и творческие продукты (первое поколение), либо на конъюнктуру рынка (второе поколение), то в моделях последующих поколений эти ориентации оказались объединёнными;
• появились элементы обратной связи и обратного влияния;
• проявилась тенденция к распараллеливанию инновационных процессов, что привело к росту скорости их протекания.

Основные этапы и закономерности инновационных процессов, а также факторы, обеспечивающие их успешное протекание, подвергаются в настоящее время систематическому научному исследованию. В этой связи уже неоднократно указывалось, что наука и научные разработки играют чрезвычайно важную роль в формировании, развитии, внедрении и распространении инноваций.

В литературе по описываемой проблематике предлагаются самые разные модели взаимодействия науки и инноваций. Так, ряд авторов рассматривают и обсуждают три модели развития такого взаимодействия.

В рамках первой, классической, линейной модели, наука оказывает влияние на производство как товаров и услуг, так и знания, что в свою очередь способствует экономическому развитию. Роль инноваций здесь реализуется в функции "посредника" между наукой и процессами экономического развития.

В соответствии со второй, цепной моделью такого взаимодействия уже в большей степени по сравнению с предыдущей учитывается комплексность и многоаспектность феномена инноваций, сложность их структуры, а также динамика процесса их формирования и развития. Наиболее важной особенностью такой модели является то, что в ней принимается в расчёт и анализируется не только влияние науки на инновации, но также и обратный эффект - влияние инноваций на процессы в науке.

Третья модель - многоканальная интерактивная обучающая - принимает в расчёт не только обратное влияние инноваций на процесс научных разработок, но рассматривает его в контексте постоянно меняющихся внешних условий. Таким образом, в ней учитываются все те влияния на инновационный процесс, которые обусловлены:
• меняющейся конъюнктурой;
• динамикой организационной среды, в которой протекает инновационный процесс;
• влияниям и социально-политического характера;
• спецификой структуры и динамики (экономической) микро- и макросреды [Asheim and Gertler, 2004; Malebra, 2002].

На важность науки в контексте протекания инновационных процессов обращают внимание многие авторы. Так, Мануэль Кастельс в своей книге "Галактика Интернет" связывает новаторство с тремя основными факторами. "Первый из них - это генерирование новых знаний в области науки, техники, управления.... Второй фактор -наличие высокообразованной самопрограммирующейся рабочей силы, способной использовать новые знания для повышения производительности труда. В общем и целом рабочая сила такого типа является прямым результатом качества и количества выпускников высших учебных заведений.. Третий фактор - это наличие предпринимателей, могущих и желающих рискнуть на поприще превращения инновационных бизнес-проектов в реальный бизнес" [Кастельс, 2004, с. 128-129]. Фактически здесь идёт речь об инновационности всего общества как детерминанте успешности процессов формирования, развития и распространения инноваций. В обществе с высоким уровнем инновационности создаются условия для возникновения инновационных скачков, которые характеризуются бурным технологическим развитием и радикальной трансформацией многих сфер жизни и деятельности человека.

Источник: 
Яголковский С.Р., Психология инноваций