Системы и методы управления запасами

Запасы как экономическая категория играют важную роль в области производства и обращения продукции.

Системы и методы управления запасами представлены немалым количеством вариантов, каждый из которых имеет определенные логистические издержки.

При этом критериями оптимизации могут считаться: минимум логистических издержек, связанных с управлением запасами, минимальное время выполнения заказа, максимальная надежность поставки. Рассмотрим некоторые системы и методы управления запасами.

Логистическая концепция «Реагирование на спрос» и ее варианты.

Концепция «Реагирование на спрос» используется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем скорого пополнения запасов в тех сегментах рынка, где прогнозируется увеличение спроса.

Плюсы применения этой концепции состоят в следующем:

  1. есть возможность получения сведений о потребностях покупателей;
  2. операции заказов и графиков доставки готовой продукции способствуют лучшему управлению запасами в распределении;
  3. знание масштабов продаж и запасов розничной сети ориентирует производителей в более точном планировании поставки;
  4. поставщики оперативнее реагируют на изменения потребительского спроса;
  5. внедряются длительные партнерские отношения производителей с оптовыми и розничными предприятиями, что сокращает риски и повышает эффективность логистических операций.

Известны следующие варианты концепции: концепция определения места заказа, метод быстрого реагирования, концепция непрерывного пополнения, концепция автоматического пополнения запасов. Системы и методы управления запасами, как правило, составляются с учетом примерной неизменности условий, но бывают изменения потребностей в материальном запасе, изменение условий поставки, нарушения контракта поставщиком.

Для решения подобных задач создаются комбинированные системы с возможностью саморегуляции. В каждой системе устанавливается определенная целевая функция, служащая критерием эффективности в пределах экономико-математической модели управления запасами.

Она содержит следующие элементы:

  1. связанные с организацией заказа и его реализацией затраты и оплата услуг по доставке заказа на склад. Они находятся в зависимости от годового объема работы, формы работы предприятия и величины заказа. Изменение организационной структуры, применение автоматизированных систем управления служат снижению затрат;
  2. затраты на хранение. Они состоят из постоянных издержек, переменных издержек, складских расходов, расходов на переработку товарных запасов, потери от порчи и т. д. При расчетах пользуются удельной величиной издержек хранения, которая равна издержкам на единицу складируемого товара в единицу времени. Издержки за календарный период предполагаются равными размеру запасов и длительности периода между заказами;
  3. потери из-за дефицита. Когда снабженческо-сбытовая организация несет материальную ответственность за неудовлетворение потребителей, возникают эти потери.
Источник: 
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Материалы по теме
Основные понятия логистических систем
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Цели, задачи и функции распределительной логистики
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Модели логистических систем
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Каналы распределения товаров
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Микрологистические системы
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Правила распределительной логистики
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Проектирование логистических систем
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Сущность и содержание, виды рисков в логистике
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Оставить комментарий