Системы и методы управления запасами

Запасы как экономическая категория играют важную роль в области производства и обращения продукции.

Системы и методы управления запасами представлены немалым количеством вариантов, каждый из которых имеет определенные логистические издержки.

При этом критериями оптимизации могут считаться: минимум логистических издержек, связанных с управлением запасами, минимальное время выполнения заказа, максимальная надежность поставки. Рассмотрим некоторые системы и методы управления запасами.

Логистическая концепция «Реагирование на спрос» и ее варианты.

Концепция «Реагирование на спрос» используется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем скорого пополнения запасов в тех сегментах рынка, где прогнозируется увеличение спроса.

Плюсы применения этой концепции состоят в следующем:

  1. есть возможность получения сведений о потребностях покупателей;
  2. операции заказов и графиков доставки готовой продукции способствуют лучшему управлению запасами в распределении;
  3. знание масштабов продаж и запасов розничной сети ориентирует производителей в более точном планировании поставки;
  4. поставщики оперативнее реагируют на изменения потребительского спроса;
  5. внедряются длительные партнерские отношения производителей с оптовыми и розничными предприятиями, что сокращает риски и повышает эффективность логистических операций.

Известны следующие варианты концепции: концепция определения места заказа, метод быстрого реагирования, концепция непрерывного пополнения, концепция автоматического пополнения запасов. Системы и методы управления запасами, как правило, составляются с учетом примерной неизменности условий, но бывают изменения потребностей в материальном запасе, изменение условий поставки, нарушения контракта поставщиком.

Для решения подобных задач создаются комбинированные системы с возможностью саморегуляции. В каждой системе устанавливается определенная целевая функция, служащая критерием эффективности в пределах экономико-математической модели управления запасами.

Она содержит следующие элементы:

  1. связанные с организацией заказа и его реализацией затраты и оплата услуг по доставке заказа на склад. Они находятся в зависимости от годового объема работы, формы работы предприятия и величины заказа. Изменение организационной структуры, применение автоматизированных систем управления служат снижению затрат;
  2. затраты на хранение. Они состоят из постоянных издержек, переменных издержек, складских расходов, расходов на переработку товарных запасов, потери от порчи и т. д. При расчетах пользуются удельной величиной издержек хранения, которая равна издержкам на единицу складируемого товара в единицу времени. Издержки за календарный период предполагаются равными размеру запасов и длительности периода между заказами;
  3. потери из-за дефицита. Когда снабженческо-сбытовая организация несет материальную ответственность за неудовлетворение потребителей, возникают эти потери.
Ключевые слова: Логистика
Источник: Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Материалы по теме
Процесс организации закупок
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Логистические системы: понятие, основные черты и свойства
Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - стр. 74-84
Функции и задачи логистики
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Логистический процесс на складе
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Транспорт в цепи поставок
Никифоров - Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок - 2008
Основные понятия логистики
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Планирование складских помещений
Мишина Л.А., Логистика конспект лекций
Виды информационных систем в логистике
Никифоров - Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок - 2008
Оставить комментарий