Психологическая характеристика деятельности руководителя

Руководство — это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Руководитель — это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами. Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.

Современный руководитель (менеджер) является одновременно:
1) управляющим, наделенным властью;
2) лидером, способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);
3) дипломатом, устанавливающим контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты;
4) воспитателем, обладающим высокими нравственными качествами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло;
5) инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство «ноу-хау», изобретения, рациональные предложения;
6) просто человеком, обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера, сильной волей, но в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.

Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями. Первой из них является то, что руководитель в соответствии со своими функциями должен выполнять работу, разнообразную по содержанию профессиональной активности, в то время как возможности овладения различными видами деятельности у одного человека ограничены и осложнены противоречиями.

В соответствии с функциями управления руководитель одновременно должен являться: а) организатором, умеющим работать с людьми (при этом он должен заслужить их уважение); б) генератором идей, направленных на развитие организации во всех отношениях (как правило, слабое место руководителя — болезненное отношение к критике); в) энтузиастом, полным энергии и воодушевляющим коллектив (однако часто руководители бывают властолюбивы, лоэтому их раздражают те, кто не идет за ними; г) контролером, аналитиком, способным оценить сделанное, гарантом качества, исполнительным и надежным (но часто груз проблем, информационные перегрузки делают его угрюмым, стремящимся к минимуму контактов с людьми); д) бизнесменом, интересующимся внешней стороной дела, представляющим организацию, связанным с общественностью (это вызывает необходимость овладения дополнительными знаниями в области экономики, предпринимательства, маркетинга, создания собственного имиджа, презентабельности); е) исполнителем, хорошим администратором, способным воплотить идею в жизнь (но часто мелочи, рутина «топят» руководителя, отвлекая от главных задач); ж) обладателем огромной трудоспособности (иногда требуется напряженно работать по 12—16 ч в сутки). Достаточно трудной задачей является постоянное поддержание своей «формы» (физической, интеллектуальной, внешней и т. п.) в хорошем состоянии.

Второй особенностью деятельности руководителя, с точки зрения психологии, является повышенная ответственность за состояние ресурсов (техники, зданий, сооружений; обеспечение производства сырьем и материалами; работа с персоналом и т. д.), а также за результаты деятельности (изношенное оборудование, проблемы со сбытом, неплатежи поставщиков и другие подобные проблемы увеличивают психологическую нагрузку на руководителей).

Третья особенность состоит в том, что работа руководителя всегда является творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влияющие на результаты. Но принятие эффективных решений часто осложняется дефицитом средств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных исполнителей.

Четвертой особенностью деятельности руководителя, с психологической точки зрения, является исполнение коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность связана с общением, постоянной работой с людьми. Знания в области психологии общения необходимы руководителю для эффективного исполнения этих функций.

Пятую особенность деятельности руководителя составляет его высокая общая нервно-психическая напряженность.

Психологические особенности деятельности руководителя позволяют представить некую соответствующую ему психологическую структуру, включающую комплекс характеристик: организаторские способности; коммуникативные качества; нравственно-этические характеристики отношения к другим людям; мотивационные факторы; волевую сферу; «практический» интеллект; личный характер; эмоциональную сферу; психодинамические характеристики; половозрастные особенности.

Основу психологической структуры личности руководителя составляют его организаторские способности. Специалисты школы профессора Л.И. Уманского, занимающиеся проблемами управленческой психологии, выделяют три подструктуры организаторских способностей:
1. Организационная проницательность или «чутье» менеджера, включающее: а) психологическую избирательность (способность поставить себя на место другого, внимание к тонкостям взаимоотношений); б) практическую направленность интеллекта (использование психологического состояния коллектива в решении практических задач); в) психологический такт (т. е. способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности);
2. Эмоционально-волевая действенность или гипнотизм «внушительности», способность воздействовать на других волей и эмоциями. Эта способность складывается из таких факторов, как: а) энергичность, способность заряжать подчинённых своим энтузиазмом; б) требовательность, способность добиваться своего от подчиненных, используя психологически грамотные приемы, адекватные требованиям к подчиненным; в) критичность, способность обнаружить и оценить отклонения от намеченной цели в деятельности исполнителей.
3. Склонность к организаторской деятельности или готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивации и кончая профессиональной подготовленностью, а также самочувствие в процессе организационной деятельности, т. е. «тонус», удовлетворенность и работоспособность.

Источник: 
Кишкель Е.Н. Управленческая психология