Каналы общения

Каналы общения существуют для «Передачи — принятия» информации при общении людей.

В соответствии с различными органами чувств человека различают зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), кинестетический (ощущения своего тела) каналы общения. Каждый человек имеет свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств.

Для каждого человека другой человек является самой сложной системой для восприятия во всем элементарном мире. В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека человеком, которая называется социальной перцепцией. В одном из направлений современной психологии — «нейролингвистическом программировании» (НЛП) — изучаются различия в восприятии человека человеком. НЛП — это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Приемы НЛП успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе.

В соответствии с различиями в восприятии человека человеком при общении люди (в соответствии с направлениями НЛП) делятся на три типа:

  1. визуалы;
  2. аудиалы;
  3. кинестетики.

Эти типы людей значительно отличаются друг от друга во многих отношениях, в том числе и по структуре общения. Визуалы любят конкретность, зрелищность; предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и т. д. Аудиалы в общении все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь,, звуки природы. Кинестетики все переживают эмоционально через состояние своего тела.

Если вам удастся узнать, к какому типу относится партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимому каналу общения. Это вам даст возможность получить репутацию человека, с которым приятно общаться, легко установить контакт и взаимопонимание. Для этого нужно внимательно понаблюдать за партнером по общению. Нужно обратить внимание на слова, которые он использует. Например, в речи визуалов преобладают слова: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу». Информацию начальнику-визуалу лучше всего представлять в виде диаграмм, рисунков, таблиц и т. п. В речи аудиалов преобладают фразы: «я слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «не нужно так громко» и т. п. В речи кинестетиков — «чувствую проблему», «тяжело на душе», «ощутимый», «болезненный» и т. п. Психологи выделяют еще один тип людей — «рассудочных людей» или «людей-компьютеров». Они реагируют не на свои ощущения, а на те слова, обозначения, наименования, с которыми связывают свои образы и соответствующие им ощущения. В их речи преобладают фразы: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизируем», «надо подумать» и т. п.

В соответствии с логическим основанием выделяют три типа каналов общения:

  • прямой канал — это то, что сообщается источником в явном виде (например, содержание, сущность информации, сообщаемой партнером);
  • косвенный канал — это та информация, которую вы добываете активным наблюдением и чувствованием того, о чем говорит партнер, приглядываясь к тому, как он говорит и проявляет себя, сообщая вам информацию в явном виде. Психологическим бснованием этой классификации является степень доверия к источнику. Если вы ему доверяете, то косвенный канал не используется как контрольный. Если вы не доверяете источнику, то косвенный канал является контролирующим дублем. Например, иногда прямое словесное содержание может вступать в противоречие с невербальными характеристиками речи и поведения — интонацией, темпом, ритмом и т. д. Это и есть противоречия прямого и косвенного канала (человек улыбается, а глаза печальные; раскован и вальяжен, а стопой ритмически постукивает по полу и т. п.);
  • управленческий косвенный канал — это та информация, которая воспринимается как естественная, ненамеренная, но выдается вполне преднамеренно. Например, ваш партнер по общению уверенно говорит в сомнительной ситуации или смотрит вам прямо в глаза, выдавая явную ложь. При этом он рассчитывает на то, что вы вполне ему доверитесь, чувствуя открытый взгляд и твердую речь. Можно вспомнить множество примеров из детективов, когда преднамеренно мелкая, но решающая улика специально подбрасывалась в ответственный момент.

Однако природа разделила прямой и косвенный каналы общения. Мимические мышцы одновременно управляются из зон головного мозга, обеспечивающих намеренные и ненамеренные движения. Таким образом, при внимательном изучении партнера всегда можно заметить неконтролируемые проявления, показывающие действительное его состояние.

Практически важным вопросом в общении является открытость не только как искренность говорящего, но и как способность непредвзято воспринимать другого.

Ключевые слова: Общение
Источник: Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Материалы по теме
Качества, помогающие и мешающие общению
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Особенности общения в современном мире
Жуйкова И.В., Социальная психология
Характеристика профессионального общения
Деркача А.А., Социальная психология
Типы и виды общения
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Повышение эффективности общения
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Круг общения (социальная сеть) у женщин и мужчин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Общение подростка со взрослыми
Александрова Ю.В., Возрастная психология
Общение и его функции
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий