Формирование волевых качеств личности

Воля — это сознательное регулирование человеком собственного поведения и деятельности, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как важный компонент психики человека давно привлекает к себе внимание ученых, но ее научные исследования связаны с большими трудностями. До сих пор неизвестны анатомо-физиологические основы воли, т. е. то, как воля человека связана с работой его организма. В отличие от воли для объективного исследования других психических явлений в психологии используются признаки, имеющие физиологическую или физическую природу.

С глубокой древности сохраняются три разные объяснения воли: идеалистическое, теологическое и материалистическое. Сущность идеалистического объяснения состоит в том, что в мире существует идеальное, или волевое, начало — Вселенский Разум (тождественные понятия — Всемирная Воля, Всемирная Идея). Эти явления существуют вне и независимо от материального мира и обладают свободой воли. Внедряясь в материальные тела, они одухотворяют их и управляют ими. Свобода воли относительна и зависит от уровня развития материального тела (живого существа); у человека она наибольшая.

Теологическое объяснение отождествляет волю с сущностью Бога, которая сводится к тому, что он один полный и исключительный обладатель свободы воли. Он по своему разумению наделяет ею живых людей в той или иной степени, контролируя при этом проявления воли каждого отдельного человека. Такие понятия воли породили одно из субъективно-идеологических направлений в философии, называемое «волюнтаризмом». Идеологи волюнтаризма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман и др. приписывали человеческой воле, не зависящей от разума и превышающей его, первичное и решающее значение, данное Богом и зависимое от воли Божьей.

Материалистическое объяснение воли на протяжении веков сводится к ее отождествлению с одним из видов материи. Например, древние материалисты видели волевое начало в огне. Материалисты Нового времени пытались усмотреть волевое начало в электромагнитных явлениях, связанных с работой мозга, химизме крови и т. п. Но эти выводы слабо аргументированы. Поэтому материалистическое объяснение воли как сложного феномена психологии человека является самым уязвимым и слабым.

Различают простые и сложные волевые действия. Простые волевые действия проявляются тогда, когда человек без колебаний и препятствий идет к намеченной цели, ему ясны пути достижения цели, т. е. его побуждение к действию почти автоматически переходит в самодействие.

Сложное волевое действие характеризуется следующими этапами:

  1. выбор и осознание цели, стремление к ее достижению;
  2. осознание путей достижения цели;
  3. мотивация достижения целей, утверждающая или отрицающая эти пути достижения;
  4. борьба мотивов и выбор;
  5. принятие решения по выбору;
  6. осуществление этого решения;
  7. преодоление внешних и внутренних препятствий, трудностей в процессе достижения намеченной цели.

Преодоление препятствий на пути намеченной цели требует волевого усилия, которое проявляется в особом состоянии нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля человека проявляется как уверенность его в своих силах, необходимых для осуществления принятого решения (достижения цели).

Сильная воля необходима, когда возникают трудные ситуации с препятствиями во «внешнем мире», когда внутренний мир человека, от которого требуется проявление воли, сложен и противоречив. В других случаях необходимость сильной воли уменьшается. Динамика волевых усилий в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека представлена на рис. 6.


При сочетании 1 — волевых усилий не требуется (желания человека просты, однозначны и осуществимы).

При сочетании 2 — волевые усилия, терпение требуются на преодоление препятствий реальной действительности, но сам человек внутренне спокоен, уверен в себе и правильности выбранных целей и средств их достижения.

При сочетании 3 — волевые усилия требуются для преодоления внутренних противоречий, сомнений. Сложность внутреннего Мира усиливает борьбу между целями и путями их достижения, человек мучается при принятии решений.

При сочетании 4 — интенсивные волевые усилия требуются и для преодоления внутренних сомнений, и для осуществления действий в сложных условиях реальной действительности. Человек сознательно принимает трудное для себя решение и осознанно, целенаправленно действует на основе внешней и внутренней необходимости.

Преодолевая внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе такие волевые качества, как целенаправленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, выдержка, дисциплинированность, мужество.

Воля и волевые качества у человека формируются в зависимости от условий жизни и воспитания.

Неблагоприятными условиями для формирования волевых качеств считаются:

  1. беспрекословное осуществление всех желаний человека с детства, создание ему искусственного «легкого мира», когда для достижения целей ему не требуется никаких усилий;
  2. подавление человека с детства жестокой волей, требованиями беспрекословного подчинения, жестокостью взрослых (родителей). При таком воспитании человек лишается способности самостоятельно принимать решения.

Для воспитания воли человека необходимо с детства:

  1. никогда не делать за него то, что он должен уметь делать сам, а лишь научить его и создать условия для успеха его деятельности;
  2. стимулировать самостоятельную деятельность, вызывать у человека чувство радости от достигнутого, укреплять веру в способность преодолевать трудности;
  3. объяснять целесообразность требований, приказов, решений, которые предъявляются человеку, и учить самостоятельно принимать разумные решения.
Ключевые слова: Воля
Источник: Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Материалы по теме
Волевая сфера личности
Пашук Н. С. Психология индивидуальных различий. - Мн.: Изд-во МИУ, 2010.
Волевые состояния
Ильин Е.П., Психология воли
Волевые качества личности. Методики их исследования
Штейнмец А.Э., Общая психология
Развитие волевой регуляции поведения и волевых свойств личности младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Волевые свойства личности
...
Состояние сосредоточенности
Ильин Е.П., Психология воли
Гипобулия
Марилов В.В., Общая психопатология
Воля как компонент психологической устойчивости
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е., Психология экстремальных ситуаций и состояний...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий