Формирование волевых качеств личности

Воля — это сознательное регулирование человеком собственного поведения и деятельности, которые связаны с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как важный компонент психики человека давно привлекает к себе внимание ученых, но ее научные исследования связаны с большими трудностями. До сих пор неизвестны анатомо-физиологические основы воли, т. е. то, как воля человека связана с работой его организма. В отличие от воли для объективного исследования других психических явлений в психологии используются признаки, имеющие физиологическую или физическую природу.

С глубокой древности сохраняются три разные объяснения воли: идеалистическое, теологическое и материалистическое. Сущность идеалистического объяснения состоит в том, что в мире существует идеальное, или волевое, начало — Вселенский Разум (тождественные понятия — Всемирная Воля, Всемирная Идея). Эти явления существуют вне и независимо от материального мира и обладают свободой воли. Внедряясь в материальные тела, они одухотворяют их и управляют ими. Свобода воли относительна и зависит от уровня развития материального тела (живого существа); у человека она наибольшая.

Теологическое объяснение отождествляет волю с сущностью Бога, которая сводится к тому, что он один полный и исключительный обладатель свободы воли. Он по своему разумению наделяет ею живых людей в той или иной степени, контролируя при этом проявления воли каждого отдельного человека. Такие понятия воли породили одно из субъективно-идеологических направлений в философии, называемое «волюнтаризмом». Идеологи волюнтаризма А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман и др. приписывали человеческой воле, не зависящей от разума и превышающей его, первичное и решающее значение, данное Богом и зависимое от воли Божьей.

Материалистическое объяснение воли на протяжении веков сводится к ее отождествлению с одним из видов материи. Например, древние материалисты видели волевое начало в огне. Материалисты Нового времени пытались усмотреть волевое начало в электромагнитных явлениях, связанных с работой мозга, химизме крови и т. п. Но эти выводы слабо аргументированы. Поэтому материалистическое объяснение воли как сложного феномена психологии человека является самым уязвимым и слабым.

Различают простые и сложные волевые действия. Простые волевые действия проявляются тогда, когда человек без колебаний и препятствий идет к намеченной цели, ему ясны пути достижения цели, т. е. его побуждение к действию почти автоматически переходит в самодействие.

Сложное волевое действие характеризуется следующими этапами:
1) выбор и осознание цели, стремление к ее достижению;
2) осознание путей достижения цели;
3) мотивация достижения целей, утверждающая или отрицающая эти пути достижения;
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие решения по выбору;
6) осуществление этого решения;
7) преодоление внешних и внутренних препятствий, трудностей в процессе достижения намеченной цели.

Преодоление препятствий на пути намеченной цели требует волевого усилия, которое проявляется в особом состоянии нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля человека проявляется как уверенность его в своих силах, необходимых для осуществления принятого решения (достижения цели).

Сильная воля необходима, когда возникают трудные ситуации с препятствиями во «внешнем мире», когда внутренний мир человека, от которого требуется проявление воли, сложен и противоречив. В других случаях необходимость сильной воли уменьшается. Динамика волевых усилий в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека представлена на рис. 6.

При сочетании 1 — волевых усилий не требуется (желания человека просты, однозначны и осуществимы).

При сочетании 2 — волевые усилия, терпение требуются на преодоление препятствий реальной действительности, но сам человек внутренне спокоен, уверен в себе и правильности выбранных целей и средств их достижения.

При сочетании 3 — волевые усилия требуются для преодоления внутренних противоречий, сомнений. Сложность внутреннего Мира усиливает борьбу между целями и путями их достижения, человек мучается при принятии решений.

При сочетании 4 — интенсивные волевые усилия требуются и для преодоления внутренних сомнений, и для осуществления действий в сложных условиях реальной действительности. Человек сознательно принимает трудное для себя решение и осознанно, целенаправленно действует на основе внешней и внутренней необходимости.

Преодолевая внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе такие волевые качества, как целенаправленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, инициативность, выдержка, дисциплинированность, мужество.

Воля и волевые качества у человека формируются в зависимости от условий жизни и воспитания. Неблагоприятными условиями для формирования волевых качеств считаются:
1) беспрекословное осуществление всех желаний человека с детства, создание ему искусственного «легкого мира», когда для достижения целей ему не требуется никаких усилий;
2) подавление человека с детства жестокой волей, требованиями беспрекословного подчинения, жестокостью взрослых (родителей). При таком воспитании человек лишается способности самостоятельно принимать решения.

Для воспитания воли человека необходимо с детства:
1) никогда не делать за него то, что он должен уметь делать сам, а лишь научить его и создать условия для успеха его деятельности;
2) стимулировать самостоятельную деятельность, вызывать у человека чувство радости от достигнутого, укреплять веру в способность преодолевать трудности;
3) объяснять целесообразность требований, приказов, решений, которые предъявляются человеку, и учить самостоятельно принимать разумные решения.

Источник: 
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Темы: