Основы познавательных процессов

Познавательные процессы в деятельности человека связаны с приемом и переработкой информации. Структура этого процесса состоит из следующих этапов:

  1. Раздражитель (слуховой, зрительный, вкусовой, осязательный и т. д.) — воздействует на органы чувств (глаза, уши, нос и т. д.), в результате чего возникают нервные импульсы, поступающие в головной мозг.
  2. Ощущение — формируется вследствие обработки поступивших в головной мозг импульсов и представляет собой отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
  3. Восприятие — на основе ощущений отражает предметы и явления, непосредственно воздействующие на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов. Выделяют восприятие: предметов, времени, отношений, движений, пространства, восприятие человека. Восприятие зависит от уровня внимания человека.

Поскольку внимание и память являются одними из важнейших проявлений психики человека, имеющими отношение к управленческой психологии, рассмотрим эти понятия подробно.

Внимание — сознание человека, направленное и сосредоточенное на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. К функциям внимания относятся:

  • отбор значимых воздействий, соответствующих потребностям данной деятельности;
  • игнорирование других несущественных воздействий;
  • удержание и сохранение выполняемой деятельности вплоть до достижения цели, т. е. регуляция и контроль деятельности. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Непроизвольное внимание — это внимание, возникающее само собой. Оно обычно вызывается действием неожиданного, сильного раздражителя либо нового и контрастного, либо очень значимого и вызывающего эмоциональный отклик (достаточно часто используется в рекламном деле).

Произвольное внимание — это сосредоточение сознания на определенной информации. Оно требует волевых усилий и, как правило, приводит к утомлению в среднем через 20 мин.

Послепроизвольное внимание — вызывается тогда, когда человек входит в деятельность и в связи с этим у него появляется интерес, в результате чего в течение длительного времени сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает. Внимание характеризуется следующими качествами:

  • концентрация (степень сосредоточения внимания на одном объекте или на некотором количестве объектов, которые могут быть одновременно охвачены вниманием);
  • переключение (осознанный, преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой);
  • распределение (возможность одновременно удерживать в сфере внимания несколько объектов, качественно выполнять несколько видов деятельности — это качество является важнейшим для руководителей);
  • устойчивость (длительность сосредоточения внимания на объекте).

Память — это эталон, с которым сопоставляется целостный образ восприятия. Память отражает прошлый опыт или запечатлевает, сохраняет и воспроизводит что-либо. Память является основой психической деятельности. Основные процессы памяти — это заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Различают следующие виды памяти:

  • непроизвольная память, характеризуется тем, что не требует специального заучивания чего-либо. Информация при этом запоминается сама собой в ходе выполнения деятельности (работы над информацией). Этот вид памяти очень сильно развит у детей (у взрослых он ослабевает);
  • произвольная память — это целенаправленное запоминание информации с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и приемов заучивания.

Цель запоминания определяется тем, насколько прочно и надежно человек хочет запомнить что-либо. Например, если студент имеет цель выучить какой-либо предмет для того, чтобы сдать экзамен, то вскоре после сдачи экзамена многое забудется. Если же он задается целью использовать приобретенные знания для последующей работы, то информация запомнится надолго.

Приемы заучивания основаны на использовании следующих разновидностей произвольной памяти:

  • механической—основана на многократном повторении материала без его осмысления (результативность механической памяти наиболее низкая);
  • логической (смысловой) — основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Логическую память можно развить путем тренировки в логических пересказах информации, включающих: логическое осмысление материала, его систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Эффективность логической памяти в двадцать раз выше механической;
  • образной — основана на образных приемах запоминания, т. е. переводе информации в схемы, картинки, графики, образы. Эта разновидность произвольной памяти бывает: зрительной, слуховой, вкусовой, осязательной, обонятельной, моторно-двигательной, эмоциональной.

На зрительном типе памяти основано запоминание длинного ряда названий предметов «по методу связки». Например, необходимо быстро и надолго запомнить ряд мало связанных друг с другом слов: автомобиль, холодильник, веревка, часы, дерево, шляпа, собака, кость, авторучка, очки, ноги, кресло, утюг, книга, малина, медведь, сапог, сумка. Чтобы запомнить эти слова в заданной последовательности, нужно объединить первые два слова и вообразить себе несуществующий предмет — автомобиль с холодильником вместо кузова; далее, объединяя следующее слово с предыдущим, зрительным образом представить себе, что этот автомобиль «вы тянете за веревку»; далее, это предстоит делать в течение часа и все это время вы будете ходить вокруг дерева и т. д. Для облегчения запоминания можно использовать и другие специальные мнемические (мнемотехнические) приемы:

  • образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Например, для запоминания цветов солнечного спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д., придумана такая фраза: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»;
  • ритмизация — перевод информации в стихи: «Ведь не даром говорят, папиросы — это яд»;
  • запоминание длинных терминов или фамилий с помощью созвучных слов (например, фамилия Фиштер — «фишку тер» — чем глупее, тем легче запоминается);
  • метод Цицерона — ассоциация информации, которую надо запомнить, с расположением вещей (или предметов) в хорошо знакомой обстановке (комнате, зале для публичных выступлений и т. д.);
  • специальные приемы для запоминания чисел, цифр (выявление арифметической зависимости; выделение знакомых чисел; «метод зацепок»; замена цифр словами);
  • метод Айвазовского — тренировка зрительной памяти (созерцание предмета, пейзажа, человека в течение трех секунд, затем мысленное представление увиденного в подробных деталях; вторичное созерцание в течение одной секунды и дополнение представленного образа новыми деталями. Этот прием повторяется несколько раз до максимально яркого изображения объекта в своем представлении).

В соответствии с временной ориентацией психологи выделяют также кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную память.

Любая информация попадает сначала в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации, состоящей по объему из пяти-девяти слов, цифр, чисел, фигур, картинок, т. е. «кусков информации», на короткое время, равное 5-7 мин. После этого информация может забыться полностью или перейти в долговременную память, но при условии одного-двукратного повторения информации. «Куски информации» должны быть информационно насыщенными за счет группировки, т. е. объединения цифр (слов) в единый «кусок-образ». Объем кратковременной памяти индивидуальный у каждого человека. По этому показателю можно прогнозировать успешность обучения, используя его в следующей формуле:
Уоб = ОКП / 2 + 1 = Учебный балл
где У0б — успешность обучения человека; ОКП — объем кратковременной памяти конкретного человека (т. е. количество слов, цифр, чисел и т. д., запоминаемых с однократного представления);
- долговременная память, обеспечивающая длительное сохранение информации, делится на два типа:

  1. долговременная память с сознательным доступом, обеспечивающая запоминание нужной информации по воле человека;
  2. закрытая долговременная память, к которой человек в естественных условиях не имеет доступа, но при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и воспроизвести во всех деталях образы, переживания, картины жизни и т. п.

- оперативная память — это вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности (определенной операции), которая обслуживает эту деятельность благодаря сохранению информации как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Например, человек, ознакомившийся с условиями какой-либо задачи, помнит о них, пока эту задачу не решит. После решения задачи он забывает об этих условиях и более к ним не возвращается;
- промежуточная память — это вид памяти, которая обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накопление информации в течение дня. Во время ночного сна происходит очищение памяти от незначимой для человека информации и перевод информации значимой в долговременную память. По окончании сна промежуточная память бывает готова к приему новой информации.

У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память очищаться не успевает. В результате этого происходит нарушение в выполнении мысленных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в действиях, речи.

Закономерность забывания свойственна для кратковременной памяти с сознательным доступом. Человек, как правило, забывает второстепенную и ненужную ему информацию. Но вместе с этим он может забыть и часть нужной ему информации.

Уменьшению забывания нужной информации способствует:

  1. понимание информации;
  2. повторение информации (приблизительно через 40 мин после ее заучивания так как через 60 мин в памяти остается только 50% заученной информации);
  3. продолжение периодического повторения информации (в 1-й день после заучивания 2-3 повторения; во 2-й день — 1-2 повторения; в период с 3-го по 7-й день — по 1 повторению; затем 1 повторение с интервалом в 7-10 дней). Необходимо помнить, что 20-30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений в день.

В настоящее время учеными разработаны фармакологические и физические способы, которые оказывают воздействие на процессы памяти.

Таким образом, память как форма психологического отражения обеспечивает целостность личности человека и ее развитие и поэтому занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Воображение — это психический процесс, который заключается в создании новых образов (представлений), базирующихся на предшествующем опыте. Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным. Активное воображение подразделяется на воссоздающее (создание образа по его описанию) и творческое (создание новых образов в соответствии с замыслом). К виду творческого воображения, связанного с осознанием желаемого образа, относится мечта.

К этапам творческого воображения относятся:

  • возникновение творческой идеи;
  • «вынашивание» замысла;
  • реализация замысла.

Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивации являются важными факторами продуктивного мышления. К факторам, препятствующим успешному мыслительному процессу, относятся:

  • косность, стереотипность мышления;
  • склонность к использованию привычных методов решения, мешающих взглянуть на задачу по-новому;
  • боязнь критики, страх ошибки, излишняя критичность к своим решениям (страх «оказаться глупым»);
  • психическая и мышечная напряженность.

Для активизации мышления применяются специальные формы организации процесса мышления, например «мозговой штурм» («мозговая атака»).

К способам активизации мышления относятся также: • метод фокальных объектов — на объект, находящийся в «фокусе», переносятся признаки случайно выбранных объектов (объекта), в результате чего получаются необычные сочетания. Например, фокальный объект — карандаш, а случайный — тигр. Рассматривая это сочетание, % можно вообразить «полосатый карандаш» или «клыкастый карандаш» и т. п., развивая такие сочетания, можно прийти к оригинальным идеям;
• метод морфологического анализа — выделяются главные характеристики объекта («оси»), а затем по каждой из них придумываются и записываются всевозможные варианты (элементы). Например, рассматривается проблема запуска автомобильного двигателя в зимних условиях. «Осями» здесь выступают:

  1. источники энергии для подогрева;
  2. способы передачи энергии от источника к двигателю;
  3. способы управления ею.

Элементами первой «оси» — «источники энергии для подогрева» — могут быть аккумулятор, бензогорелка, горячая вода, пар, работающий двигатель другой машины и т. д. Такие записи по всем «осям» и комбинация сочетания элементов приводят к большому числу разных вариантов. При этом в процессе поиска могут обнаружиться неожиданные сочетания, которые без использования данного метода едва ли пришли бы в голову;
• метод контрольных вопросов — предусматривает применение наводящих вопросов для интенсификации поиска типа: «А если изменить форму объекта? А если сделать наоборот? А если взять другой материал?» и т. д.

Для усиления творческих мыслительных возможностей иногда используют приемы гипноза, методику «гимнастики ума», направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений.

Мышление — это форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

В своем развитии и становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление является начальной стадией развития. Оно формируется в детском возрасте и отличается от мышления взрослых людей своей организацией. Суждения детей единичны по сходству или по аналогии с каким-либо конкретным предметом. Их объяснения сводятся к частному, знакомому. В этот период главную роль в мышлении играет память. Учитывая особенность мышления ребенка, нужно иметь в виду, что, для того чтобы убедить его в чем-либо или что-то объяснить, необходимо подкрепить свою речь наглядными, понятными ему примерами.

При нормальном развитии ребенка наблюдается закономерная замена допонятийного мышления понятийным. Компонентами понятийного (абстрактного) мышления являются понятия, где компонентами служат конкретные образы.

Понятийное мышление в своем развитии проходит несколько этапов. Ученый-психолог Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий.

  • Первый этап (возраст 2-3 года) проявляется в том, что при получении задания «положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы» ребенок складывает вместе любые из них. При этом он считает, что те, которые он положил рядом, и есть подходящие друг к другу.
  • На втором этапе (возраст 4-6 лет) дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но третий предмет, объединенный ими в группу, может походить только на какой-либо один из первой пары. Таким образом, на этом этапе возникает цепочка попарного сходства.
  • Третий этап (возраст 7-10 лет) проявляется в том, что дети могут объединить группу предметов по сходству, но осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу, они не могут.
  • На четвертом этапе (11-14 лет) у подростков появляется понятийное мышление, но оно еще несовершенно, так как первичные понятия у них сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
  • На пятом этапе в юношеском возрасте формируются совершенные понятия, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Таким образом, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, которые обозначаются словами.

Различают следующие виды мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление — это вид мышления, который опирается на непосредственное восприятие предметов и реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
  2. Наглядно-образное мышление — это вид мышления, который опирается на представления и образы (человек представляет себе ситуацию и преобразует ее в своем представлении в соответствии со своими целями, желаниями). В отличие от наглядно-действенного мышления, этот вид преобразует ситуацию лишь в плане образа.
  3. Словесно-логическое мышление — это вид мышления, который осуществляется при помощи логических операций с понятиями. К разновидностям словесно-логического мышления можно отнести: теоретическое и практическое мышление; интуитивное и аналитическое (логическое) мышление; реалистическое и аутистическое (эгоцентрическое) мышление; продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое мышление — это познание законов, правил (например, открытие периодической таблицы элементов Д. Менделеевым). Основной задачей практического мышления является подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы, «дерева целей и задач» и т. п.

Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Разница между теоретическим и эмпирическим мышлением состоит в характере обобщений, на основе которых базируется мышление: в первом случае это научные понятия (база теоретического мышления), а во втором — житейские, практические, ситуационные обобщения (база эмпирического мышления).

Различные виды мышления основаны на мыслительных процессах, которые могут быть произвольными и непроизвольными. Непроизвольное мышление связано с образами сновидений.

Произвольное — сознательно направлено на решение мыслительных задач. Выделяют четыре стадии решения задачи (проблемы):

  1. подготовка;
  2. созревание решения;
  3. вдохновение;
  4. проверка найденного решения.

В процессе творческого мышления, направленного на решение какой-либо задачи (проблемы), выделяют следующие основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

  • Анализ — это мыслительная операция членения сложного объекта на составляющие части (характеристики).
  • Сравнение — это мыслительная операция, которая устанавливает сходство или различие между объектами.
  • Синтез — это мыслительная операция, позволяющая мысленно переходить от отдельных составляющих частей к целому объекту.
  • Обобщение — это мыслительная операция, позволяющая объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам.
  • Абстрагирование — это мыслительная операция, которая основана на выделении существенных свойств и связей объекта в отвлечении от других (несущественных).

Логическое мышление характеризуется следующими формами: понятие, суждение, умозаключение.

  • Понятие — это форма мышления, выраженная словом или группой слов, которые отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными.
  • Суждение — это форма мышления, отражающая утверждение или отрицание связей между предметами и явлениями. Суждения бывают истинными и ложными.
  • Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет сделать определенный вывод на основе нескольких суждений. Умозаключения бывают индуктивными, дедуктивными и по аналогии. Индуктивное умозаключение характеризуется процессом мышления, в результате которого делается логический вывод от частного к общему. Дедуктивное умозаключение характеризуется логическим выводом от общего к частному в процессе мышления. Умозаключение по аналогии — это логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Мыслительная деятельность людей индивидуальна. Различия в мыслительной деятельности могут проявляться в таких качествах мышления людей, как широта, глубина, самостоятельность мышления, гибкость, быстрота, критичность. Эти качества в совокупности составляют продуктивность ума, которая выражается в сообразительности, инициативности, творчестве.

  • Широта мышления выражается в способности охватить весь вопрос целиком, не оставляя при этом без внимания необходимые для дела частности.
  • Глубина мышления характеризуется умением человека проникать в главную сущность сложных вопросов («зрить в корень»); уметь отличить эту главную сущность от второстепенных, поверхностных, мелких деталей.
  • Самостоятельность мышления характеризуется тем, что человек умеет выдвигать новые задачи и находить пути их решения самостоятельно.
  • Гибкость ума (мысли) выражается в способности быстро и адекватно менять действия, приемы и способы решения задач при изменении обстановки (ситуации).
  • Быстрота ума характеризуется способностью человека достаточно быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и принимать правильное решение.
  • Критичность ума выражается в умении человека объективно оценивать свои и чужие мысли, проверять все выдвигаемые положения и выводы тщательно и всесторонне.

Все вышеперечисленные качества мышления имеют особое значение для управленческой деятельности человека.

Ключевые слова: Познание
Источник: Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Материалы по теме
Познавательная активность как основа учения детей
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Виды познания в философии
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Механизмы межличностного познания
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Чувства и познавательные процессы
Теплов Б.М., Психология
Методы научного познания
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Развитие познавательных процессов у дошкольников
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Рациональное познание
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Основные уровни и формы научного познания
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Оставить комментарий