Условия развития предметных действий

Другим генеральным фактором развития является освоение ребенком предметных действий. Процесс их развития идет от манипулятивной деятельности, элементы которой можно наблюдать в младенческом возрасте (акты хватания и подражания), к собственно предметной.

Окружающий ребенка мир - это, прежде всего, предметный мир. Ориентироваться в нем, значит, использовать предметы сообразно их назначению. Развитие идет от свободного манипулирования (1 год, 1 мес.), в процессе которого ребенок выясняет свойства предметов (например, твердость, гладкость, форму, цвет, вкус и т.п.), через предметные действия (выяснение значения предметов) к предметной деятельности (2 г.) (использование предметов по назначению: куклу - качает, машинку - ведет, карандашом - рисует). На третьем году он не только знает назначение предмета, но и может его использовать по другому, что фактически означает начало игры.

За счет чего возможно столь быстрое развитие? Прежде всего за счет соотносящих и орудийных действий.

Соотносящими действиями называют такие действия ребенка, как складывание матрешки, нанизывание колец пирамиды, закрывание коробки крышкой, складывание кубиков и тому подобные (1 год 3 мес.).

Орудийные действия - это те, в которых способ действия жестко фиксирован назначением предмета (к примеру, ложкой едят, карандашом рисуют, молотком стучат и т.п.). Освоение орудийных действий возможно при помощи взрослого. Например: ребенку в 1 год и 5 месяцев купили тележку. Он стал ее водить и при этом для него не имеет значения, в каком положении она находится - стоит ли на колесах или вверх колесами. Для ребенка в это время характерно тяготение к большому числу предметов. Через их освоение создаются условия для нового вида деятельности - игры и ее продуктивных вариантов: рисования, лепки,конструирования.

Каковы же условия развития предметной деятельности ребенка.
Прежде всего, это наличие игрушек: пирамидки, матрешки, вкладыши различной величины, цвета, формы, сделанные из разных материалов. Мы видим, что такие игрушки нужны ему для развития соотносящих действий.

Наряду с ними ребенок нуждается в игрушках для развития орудийных действий: куклы, машинки, наборы строительного материала и т.п. Обязательным условием является совместная игра с ребенком. Освоение орудийных действий более эффективно идет в совместной игре со взрослыми.

Много или мало должно быть игрушек? Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом числе игрушек, т.к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна состоять в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.

Анализ развития предметной деятельности ребенка позволяет понять причины появления новой социальной ситуации развития в раннем детском возрасте и ее содержание. Дело в том, что манипулируя с предметами и выясняя их свойства, что можно видеть еще у младенца, ребенок не в состоянии самостоятельно вскрыть назначение и способы употребления этих предметов. Именно это и составляет основное противоречие данной социальной ситуации развития. Выяснение назначения и способов употребления предметов возможно только с участием взрослого. Именно поэтому социальная ситуация развития в раннем детстве -это взаимодействие: «ребенок - предмет - взрослый». Без взрослого ребенок не в состоянии овладеть человеческими способами употребления предметами. Основной мотив деятельности ребенка заключается в предмете. И потому предметная деятельность, выступающая в этом возрасте в качестве ведущей, как раз и направлена на усвоение ребенком с помощью взрослого способов действия с предметами.

На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит развитие речи.

Ключевые слова: Развитие, Действие
Источник: Аверин В. А., Психология детей и подростков
Материалы по теме
Категория возраста в психологии развития
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Движущие силы психического развития человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,...
Познавательное развитие подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Стадии психосоциального развития по Эриксону
...
Специфические расстройства развития школьных навыков (F81)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Социальная ситуация развития в юности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий