Психология нового времени

Психология нового времени характеризуется изменением взглядов на сам предмет психологии: понятие души становится излишним.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) создал предпосылки новой науки о сознании. Он заложил основы эмпирического изучения явлений сознания (призывал перейти к простому описанию его процессов, способностей, но отказывался от изучения души как особого предмета). Таким образом, если древние понимали душу очень широко, практически отождествляли ее с жизнью, то у Ф. Бэкона впервые «жизненность» и «душевность» отделяются друг от друга, хотя Бэкон и не приводит критерии их отличия.

Фрэнсис Бэкон первый положил начало теории индукции и указал на опыт и наблюдение как на единственные основания для расширения знаний, в том числе и психологических. Он положил начало сознательному эмпиризму в психологии. Он первый заговорил о том, что человеческая деятельность может быть правильно исследована путем опыта; естественно, это было ново для умов, привыкших строить системы психологии путем умозрения и переставлявших в разных сочинениях древние наблюдения Аристотеля и Платона.

Науку о человеке Бэкон разделил на философию человека и общества. Первая рассматривает человека индивидуума независимо от общества. Она подразделяется на науку о душе и о теле человека; им должна предшествовать наука о природе человека вообще. Исследуя последнюю, наука изучает или индивидуума, т.е. человека как личность, или связь души с телом. Главные способности души суть разум, воображение, память, желания, воля; следует обратить внимание на то, прирожденные они или нет. Бэкон поставил лишь научные вопросы, дал план психического исследования. Ответы на них были даны уже другими философами, прежде всего английским философом Томасом Гоббсом (1588-1679), который пытался обосновать новый взгляд на человека независимо от классических или схоластических предположений.

Взгляд Гоббса на душу и ее деятельность был началом материалистического учения новейшего времени. Он объяснял душевную деятельность как продолжение движений, начатых внешними впечатлениями в чувственных органах. Гоббс может быть признан одним из основоположников ассоциативной психологии. Он полагал, что чувственные восприятия являются единственным источником психической жизни, что ощущения вступают в ассоциативную связь с хронологической последовательностью восприятий. Он верил, что все психологические феномены регулируются инстинктом сохранения жизни и необходимостью организма искать удовольствий и избегать боли.

Большой вклад в психологию нового времени внес Репе Декарт (1596-1650). Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от «жизненных», или физиологических. Он состоит в том, что все психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические — нет. Декарт сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных физических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не мепее, не осознаются. Он открыл путь изучения осознаваемых психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения своих переживаний. Декарт первым ставит психофизическую проблему, то есть проблему отношения души и тела. Древние тоже говорили о связи души и тела, о различиях между ними, но никто не доходил до такого полного противопоставления этих двух реальностей, как Декарт.

Животные, по Декарту, лишены души вообще, ибо у них нет сознания. Декарт впервые объясняет физиологические процессы чисто телесными причинами. Декарт считал тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. Он говорил, что все движения мышц, как и вес ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие некий воздух или очень нежный ветер, называемый животными духами. Но душа действует на тело посредством «животных духов»; она «раскачивает железу» и заставляет животные духи идти по соответствующим путям. Декарт говорит о постоянном взаимодействии души и тела, он решает психофизическую проблему в духе психофизического взаимодействия. Сущность души заключается в мышлении, отмечает Декарт. Мышление включает составные части: ощущения, представления, волю. Душа выступает как мыслящая деятельность. Поэтому Декарт видит сущность души в сознании.

Декарт первый ясно установил чисто психологический критерий для душевной жизни в противоположность старому аристотелевскому пониманию, приписывающему название «душа» также и принципу растительной жизни, наделив все это сознанием. Декарт признает сознание только у людей, в животных он видел простые машины. Психология Декарта была дуалистической, ибо исходила из двух начал в человеке: духа и материи.

В XVIII веке мы встречаемся с попытками дать точное определение инстинкта животных и разобраться в том значении, которое органы чувств играют в явлениях психологии.

Кондильяк пытается не только дать определение инстинкта, но и выяснить его внутреннюю психическую природу. Признавая за инстинктом начало познания, он намечает связь инстинктивных способностей со способностями разумными. Инстинкт — это, по мнению Кондильяка, элементарный ум, который превращается в разум, в привычку, лишенную размышления.

Ламарк признавал зависимость психики от нервное системы и классифицировал степень сложности психических актов: раздражимость, чувствительность, сознательность. Первой из этих способностей, по его мнению, обладают простейшие животные; второй — более совершенно организованные животные; третьей — только позвоночные животные. По мнению ученого, человек отличается от других животных, обладающих способностью к сознательной деятельности, лишь степенью сознательности, разумности.

Следует сказать, что, начиная с XVII в. в связи с общим социально-экономическим развитием западноевропейских государств наблюдаются заметные сдвиги в развитии психологических взглядов. С XVII по XIX в. включительно широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология, родоначальником которой считается английский философ Джон Локк. Отвлеченным рассуждениям о душе эмпирическая психология противопоставила изучение внутреннего опыта человека, под которым она понимала отдельные психические процессы («явление сознания») — ощущение, восприятие, мышление, чувства и т.п. Это был шаг вперед, тем более, что для детального изучения явлений психики широко применялся экспериментальный метод, заимствованный из естествознания. Однако исходные теоретические позиции эмпирической психологии были ложными, идеалистическими, поскольку «внутренний опыт» человека она понимала в отрыве от внешнего, практического опыта, считала его замкнутым в самом себе и недоступным для наблюдения извне.

Исходя из этого, главным методом изучения психики эмпирическая психология признавала метод самонаблюдения. То есть, человек наблюдает собственные переживания, мысли и описывает их.

Вопрос об отношении сознания, психики к мозгу эмпирическая психология решала с позиций так называемого психофизического параллелизма. Представители психофизического параллелизма (Вундт и Эббингауз — в Германии, Спенсер и Бэн — в Англии, Бинэ — во Франции, Титчнер — в Америке и др.) считали, что человек воплощает в себе два начала: телесное и духовное. Поэтому физиологические и психические явления у него протекают параллельно и лишь совпадают во времени, но не влияют друг на друга и не могут быть причиной друг друга. Согласно этой теории, получается, что если, например, человек видит предмет, называет его (мысленно или вслух), то это явление психического порядка. А соответственно этому работа зрительного и речевого аппаратов — явление физиологического порядка. Вопрос о том, в чем же причина такого соответствия, не находил научного объяснения. Представители психофизического параллелизма вынуждены были прибегать к признанию какой-то таинственной силы, которая будто бы установила изначально такое совпадение.

Ф. Бэкон и Дж. Локк (1632-1704) обратили внимание на опыт. Важное место занимает труд Локка о человеческом разумении, в котором доказывается: 1. Отсутствие прирожденных идей. 2. Источник развития души — опыт и рефлексия. 3. Исключительное значение языка в развитии человека.

Джон Локк — родоначальник эмпирической психологии. Он считал, что в основе нашего сознания находятся идеи. Они есть результат нашего опыта, т.е. существуют в сознании не с рождения, а приобретены при жизни. Локк считает, что наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключается в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе, в том сочетании и соотношении, которое основано в естественном для них бытии. Неестественная связь идей называется Локком ассоциацией. Ассоциации играют огромную роль в жизни человека.

После работ Локка намечаются три школы эмпирической психологии: в Англии, во Франции и в Германии.

В английской эмпирической психологии появляется мощное течение ассоцианизма, которое ставит ассоциацию во главу угла и считает ее не просто основным, а единственным механизмом работы сознания. В XVDI веке происходит становление эмпирической психологии во Франции. Этот процесс проходил под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении знания.

Развитие научной психологии

От античности до Нового времени попытки понять сущность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной, принадлежали только философам.

В XVTI-XVIII веках от философии начинают отделяться различные естественные науки: химия, физика, социология. Психологии нового времени, в отличие от естественных наук, было довольно трудно определиться в качестве отдельной науки и отделиться от философии.

Психология нового времени в конце XVIII века все же отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предмета не душу, а сознание и процессы мышления.

Научная психология родилась лишь в конце XIX века. В 1879 году в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вундт. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Структуралисты пытались описать простейшие структуры осознаваемого внутреннего опыта. Таким образом, сознание было разбито на психические элементы. Вундт и его сотрудники считали, что основным материалом для сознания служат ощущения, образы и чувства. Примерно в это же время, в 1881 году, в США Уильям Джеймс стал подходить к изучению сознания с других позиций. Он положил начало новому — функциональному подходу.

Научное понимание психики было неразрывно связано с развитием материалистической философии, потому что материалистический подход в науке опирается на объективные законы в познании действительности. Объяснение психики, сознания дает лишь современная психология.

Естественнонаучной основой современной отечественной психологии является физиологическое учение о высшей нервной деятельности отечественных ученых XX века И.М. Сеченова и И.П. Павлова, дополненное и развитое далее исследованиями деятельности мозга.

Направления развития психологии

Психологии, в отличие от естественных наук, было трудно определиться в качестве отдельной науки и отделиться от философии. В конце XVIII в психология отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предмета не душу, а сознание и процессы мышления.

В XIX в. психология стала самостоятельной наукой, чему в сильной степени способствовало богатство экспериментального материала, а в XX в. она получила широкое распространение.

В XX веке развились различные направления и концепции в области психологии. Развитие социальной и экономической сферы и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые подходы к психологии.

Для понимания тенденций развития и становления психологии как науки, необходимым представляется рассмотрение некоторых школ и концепций зарубежной психологии XX века.

Ассоциативная психология — одно из основных направлений мировой психологической мысли. Данное направление объясняет динамику психических процессов принципом ассоциации; в основе лежит условный рефлекс. Выделяется три типа ассоциаций — по смежности, по сходству и по контрасту. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии.

Бихевиоризм — это направление в американской психологии XX века. Отрицает сознание как предмет научного познания и сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды„ Дж. Уотсон исключил сознание из психологии, у него получилась психология без психики; предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти; образование человека есть образование условных реакций. Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного познания о поведении.

Психоанализ. Психоанализ — это совокупность способов выявления в терапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Ядро психоанализа — учение о бессознательном. Человеческая психология истолковывается как обусловленная бессознательными, иррациональными силами — влечениями, инстинктами. Основными из них являются сексуальное влечение и влечение к смерти. Поведение человека подчинено двум принципам: принципу удовольствия (половые влечения) и принципу реальности (подавление сексуальных влечений на стимулы внешней среды). В результате столкновения «принципа удовольствия» и «принципа реальности» происходит вытеснение «неудовлетворенных влечений» в сферу бессознательного, откуда они и управляют поведением человека. Гештальтпсихология.

Основные представители гештальт психологии — К. Кафка, К. Левин и др. Функциональная структура по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных предметов. Изучение психики происходит с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Феномен «инсайта» (мгновенное схватывание) определяет развитие целостной структуры. Предметом исследования (К. Левин) стали потребности, аффекты (эмоции), воля.

Когнитивная психология. Основной представитель когнитивной психологии У. Найссер. Центральным становится вопрос об организации знания в памяти конкретного субъекта. Решающая роль знания в поведении человека. Главной задачей исследования являются проблемы приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования составляют познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Человек — активный преобразователь информации.

Гуманистическая психология. Представители — Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу. Признают главным предметом личность, как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения: каждый человек уникален, человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек — это активное, творческое существо.

Психоанализ Фрейда. Трактовка психоанализа Фрейда как «мифа» возникла чуть ли не одновременно с самим учением. Мифом называл свою метапсихологию сам Фрейд, отличая ее от клинической практики и экспериментального наблюдения, мифом считали психоанализ К. Поппер, Л. Витгенштейн, A.M. Пятигорский и др.

Как правило, аргументации таких аналогий вращаются вокруг двух главных идей: положения и выводы психоанализа непроверяемы и требуют безусловного принятия на веру; основная направленность психоанализа — практическая и жизнестроительная, в этом роде он является идеологией или религией по своим социальным функциям.

Психоаналитики поведение человека определяют прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание. Основатель психоанализа — Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его исследования были большим шагом вперед в области психологии. Общая цель души — поддерживать и восстанавливать приемлемый уровень равновесия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Фрейд считал, что поведением управляют инстинкты. Сначала он дает описание двух основных инстинктов, двух противоположных сил — сексуальной и агрессивной. В 1914 году им вводится представление о двух влечениях: «эросе» (либидо), поддерживающем жизнь, и «танатосе», зовущем к смерти. Из смещения и конфликта основных влечений возникает огромное разнообразие и сложность поведения. Один инстинкт борется с другим, социальные запрещения блокируют биологические побуждения, пути преодоления противоречат друг другу; весь этот хаос — в душе человека.

Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, подсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми контролировались цензурой. С начала 20-х годов прошлого столетия Фрейдом выделяются иные инстанции: «Я»(Эго), «Оно»(Ид) и «Сверх — Я»(Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное».

Большинство процессов бессознательно, так как «Id» полностью бессознательно, a «Ego» и «Super ego» — частично. Задача психоанализа в том, чтобы усилить «Ego», сделать его более независимым от «Super ego», расширить поле его восприятия, усовершенствовать его организацию.

В многочисленных спорах внутри и вне психоанализа Фрейд отстаивал примат сексуального влечения над всеми остальными. Он отказывался расширять понятие либидо за пределы сексуального до понятия психической энергии вообще, как это делал К. Юнг. В приложении его к феноменам культуры и психологии, Фрейд сближал понятие либидо с Эросом Платона и христианской любовью. С другой стороны, он все больше ограничивал притязания сексуальности на всевластие в сфере психической, в частности, влечением к смерти. И все же, несмотря на все ограничения, психоаналитическая теория души базируется на понятии либидо.

Либидо аналогично физическим энергиям, имеет количество и способно менять направления движения, и т.п. Либидо, по Фрейду, присуще человеку с рождения и проходит в своем развитии несколько стадий: оральную, анальную и генитальную. Понятие бессознательного имеет для психоаналитической теории не меньшее значение, чем понятие либидо.

Бессознательное — это то, что подверглось вытеснению со стороны сознания и продолжает удерживаться вне поля восприятия. Даже никогда не раскрывая книг Фрейда, человек с легкостью воспроизведет «основные» идеи психоанализа — выделение определяющей роли бессознательных и сексуальных сил в психической жизни.

Защитные механизмы. У человека существует множество механизмов, защищающих блокировкой прямое выражение потребностей. Этими способами душа защищает себя от внешних и внутренних напряжений.

  1. Подавление (репрессия). Удаляет потенциально вызывающие тревогу события, идеи или восприятия из сознания, препятствуя, таким образом, их возможному разрешению. Подавление вытесняет проблему на бессознательный уровень, но не решает ее.
  2. Отрицание. Попытка не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят «Ego». Это бегство в фантазию, зачастую кажущуюся абсурдной объективному наблюдателю.
  3. Рационализация. Нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Это способ принять давление «Super ego», он скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми.
  4. Реактивные образования. Подменяют поведение или чувства диаметрально противоположными действительным желаниям. Это явная или (обычно) бессознательная инверсия желания.
  5. Проекция. Приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего. Аспекты личности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение.
  6. Изоляция. Отделение вызывающей тревогу части ситуации от остальной сферы души. Тогда событие почти не вызывает эмоциональной реакции. Человек все более и более может уходить в идеал, все менее и менее соприкасаясь с его собственными чувствами. Логика - нормальная изоляция
  7. Регрессия. Возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и свойственен детям. Уход от реалистического мышления в поведение, ослабляющее тревогу, как в детские годы. Источник тревоги остается неразрешимым вследствие примитивности способа.
  8. Сублимация. Процесс, посредством которого энергия могла бы быть использована в более полезной деятельности «Ego». Когда защита становится очень влиятельной, она начинает преобладать в «Ego» и уменьшать его подвижность и способность к адаптации.

Индивидуальная психология Адлера. Основные положения — утверждается, что характер человека формируется на основании врожденного чувства неполноценности. В результате на протяжении всей жизни человек в порядке компенсации этого врожденного стержня личности стремится к превосходству над другими, их подавлению, господству над ними. Врожденные комплексы к агрессии и могуществу по существу тоже «либидо», тот же инстинкт жизни, смерти и разрушения, что и в классическом психоанализе, но преподнесенные несколько мягче. Биологическая сущность психики у Адлера является ведущей.

Аналитическая психология Юнга. К. Г. Юнг, придавая решающее значение в регуляции поведения бессознательному, выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Его учение повторяет многие стороны классического психоанализа. «Я» противопоставляется «архетипу» — «коллективному бессознательному», которое образует автономный психический фонд, содержание которого передается из поколения в поколение. Например, образ героя. В результате конкретное «коллективное бессознательное» и создает «Я».

Неофрейдизм. Известные представители этого направления — К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливан. Сторонники неофрейдизма пытались преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его положения в социальный контекст. Согласно К. Хорни — причина неврозов — тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром, усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих. Г.С. Салливан — истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях людей. Э, Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества. Ибо эта структура формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывает невротические способы избавления от этого чувства.

Неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему. Общество же рассматривается как источник «всеобщего отчуждения» и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.

Рассмотрение некоторых концепций зарубежной психологии XX века необходимо для понимания основных направлений развития научной психологии, учитывая их широкую распространенность и фундаментальность для ряда других концепций.

Выбор направления в области психологии зависит часто от собственных методологических установок специалиста с одной стороны, и от знаний концепций, развиваемых различными школами, — с другой.

Ключевые слова: История, Наука
Источник: Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Материалы по теме
Развитие дифференциальной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
История изучения психиатрии как науки
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Период открытого кризиса в психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Формирование зарубежной детской психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Этапы развития детской психиатрии в России
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Развитие психологии в конце XIX - начале XX века
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Монина Г.Б., Психология семьи
Предмет и методы истории психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Оставить комментарий