Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Основные положения изложены в работах «Теория когнитивного диссонанса» 1957, «Конфликт, решение и диссонанс» (1964).

Когнитивный диссонанс — это напряженное дискомфортное состояние личности, обусловленное наличием в его сознании противоречивых знаний (информации) об одном и том же объекте (явлении) и побуждающее человека снять это противоречие, т.е. добиться консонанса (соответствия). Кроме того, существование диссонанса побуждает человека избегать ситуаций и информации, которые ведут к возрастанию этого диссонанса.

Источники возникновения диссонанса:
• логическое несоответствие («люди смертны, но я буду жить вечно»);
• несоответствие культурным образцам (например, когда учитель кричит на учеников возникает диссонанс с представлениями об образе педагога);
• несоответствие данного когнитивного элемента более общей, более широкой системе когниций (господин «X» всегда уходит на работу рано утром, а в этот раз пошел — вечером);
• несоответствие прошлому опыту новой информации.

Фестингер установил следующие формы когнитивного диссонанса.

1) Диссонанс почти всегда возникает после решения, которое было принято между двумя или более альтернативами. Ведь решение является не ликвидацией противоположности, а ее отодвиганием в сторону. Оно является концентрацией внимания на одной стороне альтернативы. Речь идет только о психической задержке нежелательной стороны альтернативы, но «в самой себе» она продолжает существовать. Такое вытеснение в бессознательное обнаруживает процесс, который стал предметом главного внимания психоанализа. Когнитивные элементы, которые соответствуют положительной характеристике отвергнутой альтернативы, и те, которые соответствуют отрицательной характеристике выбранной альтернативы, есть диссонантными со знанием действия, которое было осуществлено. Те негативные элементы, которые соответствуют положительной характеристике выбранной альтернативы и отрицательной характеристике отвергнутой альтернативы, являются консонантными в отношении когнитивных элементов, соответствующих действию, которое было признано.
2) Диссонанс почти всегда возникает после попытки выбора, при перспективе награды или наказания вследствие осуществляемого типа (характера) поведения, которое отличается от той или иной исходной мысли. Если такое поведение было успешно осуществлено, отдельное мнение личности диссонантно ее знанию относительно ее поведения; при этом ее знания о полученной награду или по предотвращению наказания консонантны с ее знанием относительно ее поведения. Если поведение не было успешным, возникает диссонанс.
3) Целенаправленное или случайное обращение к новой информации может создать когнитивные элементы, которые будут диссонантны с существующим знанием.
4) Проявление открытого несогласия в группе приводит к появлению когнитивного диссонанса среди членов группы.


 

Ключевые слова: Когнитивность
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме
Теория когнитивного развития
...
Когнитивный (познавательный) процесс
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Социально когнитивная теория
...
Когнитивная и социальная зрелость личности
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Когнитивная психология
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Когнитивные нарушения при шизофрении
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Когнитивная психотерапия
Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии
Когнитивная регрессия
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Оставить комментарий