Наркомании у молодежи

До сих пор в описании мы исходили из вида наркотика. Теперь следует описать наркомании у юношей исходя из их психологических и социологических особенностей.

Волна наркоманий поднялась в 1960 г. в связи с употреблением ЛСД 25 студентами и школьниками в Калифорнии и быстро распространилась на многочисленные наркотики, на новые страны и другие социальные группы. За ЛСД 25 последовал гашиш, амфетамины и опиаты. Употребление наркотиков отчетливо зависит от возраста: от 3 % в 12—14 лет оно поднимается до 16 % в 21—25 лет. Употребление наркотиков быстро меняется как в отношении вовлеченных групп населения, так и в предпочтительных средствах. Все еще не ясно, насколько данный Препарат соответствует определенному кругу лиц с его психологическим и социальным своеобразием. Однако среди нынешних юношей-наркоманов вычленяется большая группа опиоманов в безнадежном состоянии и с почти безнадежным прогнозом. К тому же у юношества бурно возрастают алкоголизм и курение.

«Наркотическая карьера» часто начинается с алкоголя или гашиша. Ряд лиц остается при этом на уровне проб (из любопытства, скуки, моды), многие же привыкают к наркотику и около трети переходит к более сильным наркотикам: ЛСД 25 («кислота», «путешествие»), амфетамины («вступление», «скорость»), кокаин («кокс», «снег»), опиаты, особенно героин («Г»), а также ингаляционные наркотики (в чистящих средствах), транквилизаторы и алкоголь (последний в смесях — «взрывной коктейль»).

Что принимает каждый из них, зависит от степени привыкания и от предложения на рынке наркотиков. Различные препараты взаимно дополняют друг друга. Большинство юношей ко времени их обращения за лечебной помощью перепробовало уже много наркотиков, в ФРГ 60 % знакомо с 3—6 наркотиками (политоксикомания, поливалентная зависимость, многообразное употребление наркотиков; F19 по МКБ 10). На рынке преобладают комбинированные вещества, состоящие химически из различных психофармакологических средств и наркотиков, легко изготовляемых.

Наркотики принимаются во всех мыслимых формах, часто в инъекциях (срочно приготовленных). Наиболее встречающиеся последствия — «хиппигепатит» и ВИЧ-инфекция (также вследствие проституции), интоксикации, смертельные исходы, психозы и суициды. Токсические нарушения здоровья могут возникать и вследствие загрязнения наркотика. Частота смертей среди наркоманов увеличивается год от года (также вследствие суицидов). Деградация личности наступает часто, как и криминальность.

Диагностически начинающаяся наркотическая зависимость распознается по поведению: молодые люди ограничивают свои контакты и изолируются, они ведут себя по-детски, повторяются в разговоре, долго остаются в постели и представляются невыразительными, настроение их изменчивое.

Условия возникновения многообразны. У большинства этой молодежи отмечается невротическое развитие и нарушение жизненных условий. Среди родственников повышено количество психически неполноценных и больных. Психодинамически появляются ранние расстройства межчеловеческих отношений, у подростков большое значение имеет неудачная идентификация своей половой роли. Сюда же относятся непереносимость трудностей и тенденция к избежанию нагрузок и неприятностей.

Наряду с индивидуальными условиями важны и психосоциальные факторы: задавленность и смирение со слишком заорганизованным и усовершенствованным обществом с односторонними трудовыми принципами, утратой веры в прогресс, потребительством и накопительством. Возможность что-то изменить в собственном будущем кажется безнадежной. Малая занятость и опустошенность прокладывают путь к другой реальности, желанной, переживаемой в опьянении. «Если мы подумаем, какие потребности жизни стоят перед юношеством и насколько они могут быть осуществлены в нашем обществе, мы поймем, что имеется полное опасностей пустое пространство, для заполнения которого наркотики подходят как ключ к замку» (Хюннекенс). То, что сказано о расширении переживаний в наркотическом опьянении, особенно относится к юношеству.

Профилактика и лечение. Склонность многих родителей использовать таблетки при безобидных болях и банальных недомоганиях, как для себя, так и для детей, приводит детей к представлению, что и они в подобных ситуациях могут бездумно пользоваться таблетками. Поэтому важная воспитательная роль принадлежит приучению терпеть незначительную боль и бороться с подавленным настроением.

Поскольку от проб до зависимости проходит как минимум несколько месяцев, раннее вмешательство вполне возможно. Разъяснительная работа должна заключаться не в упрощенном запугивании, а в рассудительной информации. Лучше, чем доклады перед большой аудиторией, помогут маленькие дискуссионные группы. Пункты контактов должны быть устроены так, чтобы доступ к ним для молодежи был простым и анонимным.

Лечение и реабилитацию осуществляют в учреждениях различного рода: стационарных и амбулаторных, закрытых и открытых, врачебных и социально-педагогических заведениях, строго иерархических или демократически направленных организациях; проводят принудительное или добровольное лечение. Какие меры показаны, нужно решать в каждом отдельном случае. Также многообразны применяемые психотерапевтические методы; особое значение имеют групповое лечение и группы самопомощи. Медикаменты при лечении наркоманической абстиненции вряд ли применимы. Лечение метадоном уже обсуждалось.

Следует по возможности препятствовать производству наркотиков, строже контролировать их торговлю. Штрафовать за употребление наркотиков бессмысленно и бесцельно, так как против болезни не помогают ни угрозы, ни штрафы.

Источник: 
Тёлле Р. Психиатрия