Образование как система

Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Основными элементами образования как системы являются:

  • цели и содержание образования;
  • средства и способы получения образования;
  • формы организации образовательного процесса;
  • педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;
  • субъекты и объекты образовательного процесса;
  • система управления образовательным процессом;
  • образовательная среда;
  • результаты образования (уровень, качество).

Образование как система представляет из себя открытый, непрерывно изменяющийся организм, обладающий рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

  • эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;
  • она всегда ориентирована на будущее;
  • система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

Содержание образования включает в себя следующие элементы:

  • основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;
  • факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
  • основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
  • теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;
  • знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
  • оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

При отборе содержания образования педагоги ориентируются на следующие принципы:

  • соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;
  • единство содержательной и процессуальной сторон обучения;
  • гуманизация и фундаментализация содержания образования.
Источник: 
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Оставить комментарий