Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Основными элементами образования как системы являются:
- цели и содержание образования;
- средства и способы получения образования;
- формы организации образовательного процесса;
- педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;
- субъекты и объекты образовательного процесса;
- система управления образовательным процессом;
- образовательная среда;
- результаты образования (уровень, качество).
Образование как система представляет из себя открытый, непрерывно изменяющийся организм, обладающий рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:
- эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;
- она всегда ориентирована на будущее;
- система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).
Содержание образования включает в себя следующие элементы:
- основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;
- факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
- основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
- теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;
- знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
- оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.
При отборе содержания образования педагоги ориентируются на следующие принципы:
- соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;
- единство содержательной и процессуальной сторон обучения;
- гуманизация и фундаментализация содержания образования.