Образование как система

Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Основными элементами образования как системы являются:

  • цели и содержание образования;
  • средства и способы получения образования;
  • формы организации образовательного процесса;
  • педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;
  • субъекты и объекты образовательного процесса;
  • система управления образовательным процессом;
  • образовательная среда;
  • результаты образования (уровень, качество).

Образование как система представляет из себя открытый, непрерывно изменяющийся организм, обладающий рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

  • эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;
  • она всегда ориентирована на будущее;
  • система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

Содержание образования включает в себя следующие элементы:

  • основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;
  • факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
  • основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
  • теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;
  • знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
  • оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

При отборе содержания образования педагоги ориентируются на следующие принципы:

  • соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;
  • единство содержательной и процессуальной сторон обучения;
  • гуманизация и фундаментализация содержания образования.
Ключевые слова: Образование
Источник: Луковцева А.К., Психология и педагогика
Материалы по теме
Модель образования как государственно-ведомственная организация
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как механизм развития личности и общества
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как общечеловеческая ценность
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Тенденции развития современной системы образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Мировые образовательные тенденции и модели образования в современных условиях
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Общее понятие о системе образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Образование как социальный институт
Деркача А.А., Социальная психология
Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Оставить комментарий