Непрерывное образование

Непрерывное образование — понятие, появившееся сравнительно недавно, а точнее, в конце XX в., — быстро заняло центральное место в социальных и педагогических проблемах многих государств. Сегодня непрерывное образование трактуется как единая система государственных и общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, политехнической и профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны — удовлетворять стремление человека к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни. Структура непрерывного образования представлена на рис. 35.

Первоначально обучение взрослых людей трактовалось как компенсаторное: оно устраняло недостатки образования или давало возможность освоить нечто новое, чего не было в период их обучения. Эту роль образование не утратило и сейчас. Как и прежде, его вечерние, заочные формы позволяют получить высшее профессиональное образование людям работающим, не сумевшим вовремя закончить среднюю или высшую школу. Идея заочного обучения («по почте») пришла в голову англичанам более 100 лет назад, когда заселявшим отдаленные владения подданным Британской короны была предоставлена возможность получить образование. Позднее такую форму по достоинству оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных центров. В Советском Союзе заочное и вечернее обучение позволило быстро вывести страну на уровень полного среднего образования, а затем частично решить проблему высшего образования для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Позже приоритетным стало повышение квалификации специалистов в тех областях, где знания особенно стремительно обновлялись. Появились курсы, факультеты и институты повышения квалификации. Менялось не только содержание образования для взрослых, но и его формы. В середине 1960-х гг. некоторые американские инженерные колледжи начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что стали прецедентом «распространения высококачественного образования» для студентов из разных городов. Появилась возможность передачи телевизионных курсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, Китай. Началась эра дистанционного образования.

В 1970-х гг. возникла идея непрерывного образования для каждого, независимо от возраста и профессии. Изменилась цель образования: не компенсаторное; не повышение квалификации, а дающее человеку возможность приспособиться к жизни в постоянно меняющихся условиях. Лозунг «образование на всю жизнь» заменяется новым — «образование через всю жизнь».

Непрерывное образование характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии. Во-вторых, обучение не ограничено местожительством. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от того, где проживает человек. В ближайшем будущем планируется создание общеевропейского обучающего пространства. В соответствии с Болон-ским соглашением, благодаря принятой системе взаимозачетов студенты смогут свободно выбирать, в каком университете Европы учиться и какую дисциплину осваивать. В-третьих, непрерывное образование предполагает наличие системы открытого образования — новой модели образования, исходящей из открытости мира, процессов познания и образования человека. В-четвертых, в непрерывном образовании реализуется принцип самообразования, согласно которому ученик реально является субъектом учебного процесса.

В основе непрерывного образования лежит интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также лично. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам. Но это означает пересмотр целей, средств и содержания традиционного образования, которое должно вооружить человека готовностью к переподготовке и в связи с этим — готовностью к целеполаганию, адекватной самооценке, рефлексии, умением перестраивать свою деятельность, способностью к самоорганизации.

Низкая успеваемость и отрицательные проявления в поведении школьников в значительной мере связаны с недочетами в развитии самоорганизации, с неумением заставить себя работать систематически, доводить начатое дело до конца, сдерживать мешающие делу побуждения. Для студентов с низким уровнем самоорганизации характерно: безразличие к профессии, низкая мотивация деятельности, низкая систематичность учебной деятельности (предпочтение «штурма», занятия преимущественно в экзаменационную сессию), низкая самооценка, большие затраты времени на контакты с товарищами. Студентов с высоким уровнем самоорганизации отличает: адекватный выбор профессии, стойкая мотивация, систематичность в учебной деятельности, выраженные волевые черты, высокая адекватная самооценка, целеустремленность, организованность, хорошая успеваемость, уверенность в себе.

Первые разработки по самоорганизации учебной деятельности представляли собой набор рекомендаций по определению целей, составлению плана, контролю времени и т.д. В настоящее время все большее применение находит личностно ориентированный интегральный подход к развитию самоорганизации: с помощью специальных методик, разработанных на базе теоретических моделей, выявляют особенности самоорганизации человека и затем на основе этих данных создают программы формирования и развития соответствующих навыков. Одна из подобньгх методик базируется на голографической модели самоорганизации А.Д. Ишкова, включающей один личностный компонент — волевые усилия — и пять функциональных: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекцию [см.: Ишков].

Источник: 
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика