Задачи и методы воспитания

Воспитание, будучи процессом целенаправленного воздействия и реализуя задачи и цели общества, не является тем не менее процессом прямого воздействия, а преломляется через задачи и цели самого воспитанника.

В содержание воспитания как процесса социализации включаются задачи по формированию социально приемлемых для- общества установок в отношении других людей, семьи, народа, государства, с одной стороны, а с другой — по сдерживанию задатков, склонностей, интересов, потребностей, несовместимых с социальным идеалом. В соответствии с направлениями воспитания можно выделить задачи воспитания, решение которых позволит молодому человеку сформировать:
• философско-мировоззренческий взгляд на жизнь и ее смысл, позицию (мировоззренческую, социальную, политическую) по отношению к многочисленным сообществам и социальным группам, окружающим человека;
• нравственную культуру, приобрести опыт общественного поведения, соответствующего гуманистическим нормам, развить культуру чувств и межличностного общения;
• самосознание, чувство собственного достоинства, ценностного отношения к общественной жизни, потребность и готовность планирования и реализации прогрессивных жизненных целей, способность к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке;
• опыт познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании; выявить и развить природные задатки и творческий потенциал в разнообразных социально полезных и личностно значимых сферах жизнедеятельности;
• готовность к трудовой деятельности и семейной жизни, семейно-бытовую, половую и сексуальную культуру.

Одна из важнейших задач воспитания заключается в выработке активной жизненной позиции человека. Эта обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек регулирует поведение и деятельность человека. Активная жизненная позиция формируется с детства в процессе обучения и воспитания, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения социальным опытом. Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, ее мотивационно-побуждающие убеждения и отношение к общественному долгу, труду, к себе и другим людям.

Активная жизненная позиция состоит из следующих структурных компонентов:
• нормативно-оценочного, включающего в себя устойчивые знания, убеждения, отношения личности;
• мотивационно-побуждающего, содержащего социально и лич-ностно значимые ведущие потребности, установки, склонности, идеалы, характеристики личности;
• практически-действенного, отражающего постоянную готовность человека к действиям на благо общества, его устойчивые волевые усилия и высокую эмоциональную выдержанность.

Показателями проявления активной жизненной позиции выступают:
• целеустремленность и сознательность в действиях и поступках человека;
• ответственность и активность в различных видах деятельности независимо от условий, в которых они осуществляются; .
• результаты деятельности и общественной активности человека, соответствующие требованиям деятельности и условиям жизни в обществе;
• реальные действия, поступки и образ жизни личности.

Жизненная позиция определяет многое в поведении человека, а главное, в понимании им своей судьбы. Жизнь каждого человека складывается по-своему: у одного она протекает легко и счастливо, у другого сложно и трагично. Ответить на вопрос, почему так происходит, непросто: различных переплетений внутренних причин и внешних обстоятельств так много, что люди обыгчно говорят: «Судьба», подчеркивая тем самым наличие каких-то сил, действующих вне зависимости от человека. Но, с другой стороны, в пословицах, как в сгустках народной мудрости, зафиксирован факт присутствия человеческого Я: «Посеешь поступок — пожнешь ггривыгаку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Действительно, мотивы, действия, свойства, многократно повторяясь, закрепляются, превращаясь в характерные черты человека, определяющие его поведение.

В зарубежной литературе широко используется понятие «жизненный сценарий», введенное Э. Берном. Жизненный сценарий — это постепенно разворачивающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей, родительского программирования [см.: Берн]:
• родители задают цели жизни. Ставить цели самостоятельно ребенок не умеет, поэтому он делает «для мамы, папы, бабушки и т.д.»;
• родители структурируют время ребенка так, как им удобно самим;
• родители указывают, как делать те или иные вещи;
• родители передают свой опыт, то, чему они научились, или думают, что научились. Отдать можно то, что имеешь, поэтому если родители неудачники, то они и передают свою программу неудачников. Конечно, им хочется, чтобы ребенок не повторил их ошибки и стал удачливым, но как это сделать, они не знают. Знали бы, сами были бы удачливыми. Однако ребенок всегда может избрать собственный сюжет.

Берн полагает, что жизненный сценарий складывается под влиянием как минимум четырех направляющих: родительских указаний, особенностей личностного развития, решений, принятых в детском возрасте, и действительной «включенности» в какой-то особый метод, несущий успех или неудачу. Возможные жизненные сценарии, а их, по мнению Берна, может быть всего четыре, зависят от общего отношения человека к самому себе, окружающим его людям и жизни в целом. Эти сценарии определяют жизненные позиции, которые проявляются в учебе, карьере, работе, браке, в межличностных отношениях.

Сценарий «победителя» — это восприятие по формуле «все хорошо»: Я — хороший, люди — хорошие и жизнь хороша. «Побежденный», «неудачник» живет по сценарию «все плохо». «Озлобленный пессимист» полагает, что он хороший, а другие люди и жизнь в целом плохие. Человек, живущий представлениями, что все хорошо, кроме него самого — один он плох в этой хорошей жизни, — реализует сценарий «комплекса неполноценности».

Если жизненный сценарий — это то, что планируется, то жизненный путь — это то, что происходит в реальности. Внешние обстоятельства: война, несчастные случаи — могут сорвать все планы и круто изменить течение даже хорошо спланированной жизни. Но опять-таки одинаковые обстоятельства по-разному воспринимаются людьми.

Стратегии поведения зависят от индивидуального выбора. Принимая решение действовать или бездействовать, молчать или говорить, бороться или смириться, учиться или мучиться, человек характеризует события и ситуации по их доступности своему влиянию. Существует множество событий, на которые вообще нельзя повлиять, сколько бы сил к этому ни прикладывать. Например, нельзя предотвратить смерть человека или сделать всех людей счастливыми, нельзя полностью контролировать жизнь своих уже взрослых детей. Но у каждого человека есть круг событий, развитие которых зависит от его усилий, от затрат его физической энергии и интеллекта.

Самостоятельность и независимость, активность и ответственность в достижении целей, степень понимания причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого — все это формируется в процессе воспитания путем применения различных методов, приемов и способов.

Можно выделить следующие методы воспитания.

Методы формирования сознания — воздействие на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. Основу составляют метод убеждения словом (разъяснение, доказательства, опровержение) и метод убеждения делом (на личном примере и примере других). С помощью этих методов решаются задачи:
• выработки правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям;
• выработки умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение в целом (обучение рефлексии);
• привнесения морали в сознание школьников;
• формирования новых или дальнейшее развитие изменившихся представлений, понятий и ценностей;
• формирования адекватной самооценки.

С этой целью в детском возрасте используются истории, притчи, сказки — нечто краткое, эмоционально яркое, соответствующее переживаниям ребенка. Главное, чтобы создавалось определенное эмоциональное подкрепление (печаль, радость, сочувствие и т.п.). Неважно, что «сказка—ложь», ведь «в ней намек — добру молодцу урок». В подростковом возрасте используются рассказ, беседа, лекция, диспут, анализ воспитывающих ситуаций, разъяснение. При этом активизируются восприятие, память, мышление. Ученики сами активно включаются в обсуждение. Следует заметить, что учащиеся, как правило, воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции, ее доказательность. Оценивая полученную информацию, они или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Здесь огромное значение имеет авторитет воспитателя, его умение не переступать грань, за которой убеждение переходит в нотацию.

Методы стимулирования деятельности и поведения — воздействие на мотивационную систему личности, направленное на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения. К этим методам относятся:
• требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности;
• поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности;
• «взрыв» — метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанниками (воспитанником) доводится до предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника;
• метод естественных последствий — немедленная ликвидация последствий неорганизованных поступков детей, логика которой бывает предельно ясной, а требования выступают как вполне справедливые;
• соревнование, стимулирование активности воспитанников путем создания условий, когда каждый участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими;
• наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

Воздействие на воспитанника может быть непосредственным, прямым или косвенным в том случае, если требования предъявляются воспитателем воспитаннику напрямую (воспитатель — воспитанник). Если требования предъявляются через группу, принявшую и поддержавшую требования воспитателя, или через общественное мнение (поддерживаемое большинством), то говорят об опосредованном воздействии.

Методы организации жизнедеятельности и поведения — опыт правильного поведения, самостоятельности в решениях, развитие индивидуальных качеств, чувств и воли, формирование единства между убеждениями и поведением, словом и делом. Основу этих методов составляют упражнения, поручения, создание воспитывающих ситуаций. Следует подчеркнуть, что упражнения не являются механической тренировкой, а требуют осознанного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых задач.

Методы самовоспитания — воздействие на сферу саморегуляции, направленное на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции. Основу этих методов составляют рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и другие.

Методы контроля и самоконтроля в воспитании — направлены не столько на воспитанников, сколько на выявление эффективности педагогической деятельности воспитателя и всей воспитательной системы, в которую включен воспитанник. Эти методы позволяют получить информацию о ходе и результативности воспитания и благодаря этому своевременно выявить возникающие противоречия и проблемы, а также формировать оценки и самооценки поведения воспитанниками и педагогической деятельности воспитателей.

Методы воспитания оказываются эффективными лишь при соблюдении педагогом многих условий, в том числе таких, как:
• регулярность, систематичность, своевременность;
• педагогический такт и компетентность;
• всесторонность и объективность оценки;
• высокий уровень воспитательной деятельности всей воспитательной системы образовательного учреждения.

Источник: 
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика