Задачи, функции и методы педагогики

Педагогика имеет разные функции: научно-теоретическую, прогностическую, конструктивно-технологическую. Реализуя научно-теоретическую функцию, она изучает и описывает педагогический опыт, выявляет (диагностирует) состояния педагогической системы, проводит экспериментальные исследования с целью построения эффективных моделей педагогического процесса. В рамках этой функции решается множество задач, среди которых можно выделить следующие:
• научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания;
• исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса;
• выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей;
• исследование особенностей и содержания деятельности педагога, путей формирования и развития его профессионального мастерства;
•разработка методологических проблем педагогики, концепций, теорий, принципов;
• разработка методик исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Благодаря прогностической функции исследуются и прогнозируются пути развития как системы образования в целом, так и отдельных ее отраслей. Предполагаемые изменения тщательно анализируются, ибо на их основе принимаются серьезные решения в сфере экономики, политики. В свою очередь, изменения в экономической и политической сферах напрямую отражаются на развитии системы образования, выполняющей определенный социальный заказ.

При реализации конструктивно-технологической функции педагогика решает такие задачи, как:
• разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления;
• разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей;
• разработка технологий обучения, воспитания, образования;
• внедрение результатов педагогических исследований в практику образования.

Технологическая функция неразрывно связана с рефлексивным анализом, т.е. с анализом и оценкой влияния научных исследований, разработанных методик, форм, способов на практику обучения и воспитания. Получение научно обоснованной обратной связи помогает корректировать нововведения, учитывая конкретные особенности протекания педагогического процесса.

Формирование новых педагогических знаний, получение научной информации о педагогических явлениях, установление закономерностей, взаимосвязей между педагогическими явлениями — все это осуществляется с помощью двух основных научных методов —наблюдения и эксперимента. Однако, прежде чем перейти к практическому исследованию, необходимо выявить проблему, сформулировать гипотезу, зафиксировать критерии оценки получаемой информации, для чего требуется применить методы теоретического исследования.

К теоретическим методам педагогического исследования относятся: сравнительно-исторический анализ, причинно-следственный анализ, моделирование. Эти методы реализуются через изучение литературных источников, официальных документов, в которых содержатся описания педагогических явлений и процессов. Анализируя и сопоставляя отдельные факты, группируя их и выявляя общее, исследователь обнаруживает закономерности, фиксирует целостность и взаимосвязанность педагогических исследований.

Наблюдение, будучи целенаправленным восприятием какого-то педагогического явления, относится к числу наиболее распространенных методов. Оно предполагает наличие заранее намеченного плана, в котором отражено: цели и задачи наблюдения (для чего), выбор объекта, предмета, ситуации наблюдения (что), способов наблюдения (как), способов регистрации получаемой информации (каков результат). Наблюдая за педагогическим процессом, исследователь в этот процесс не вмешивается.

Выделяют несколько видов педагогического наблюдения:
• включенное — невключенное: в зависимости от того, как ведется наблюдение, исследователь становится полноправным членом группы или наблюдает «со стороны»;
• открытое — скрытое: участники педагогического процесса знают о наблюдении или не знают о нем (используются скрытые камеры);
• сплошное — выборочное: наблюдение ведется за всей исследуемой группой или же на основе заранее определенной выборки;

•лонгитюдное — ретроспективное: первое (от англ. longitude — долгота) — длительное и систематическое наблюдение одних и тех же испытуемых, второе связано с реконструированием (обращением) прошлого.

Наблюдение позволяет изучать педагогические явления в их естественных условиях, но это требует длительного времени, а главное, позволяет зафиксировать только внешние проявления наблюдаемых явлений. Поэтому данные наблюдений дополняются другими методами, в частности опросами (беседа, интервью, анкетирование, тестирование), анализом результатов деятельности, биографии.

Беседа, один из наиболее распространенных методов педагогической практики, нередко используется и в научном исследовании. В ходе беседы осуществляется непосредственное общение с учеником по заранее составленной программе. Разновидностью беседы является интервью, в процессе которого исследователь задает определенные вопросы, а ответы открыто, фиксирует.

К анкетированию прибегают в том случае, если необходимо опросить большое количество людей, выявить различные аспекты, изучить результаты обучения и воспитания. Анкеты содержат письменные вопросы и предполагают письменные ответы, точнее, выбор из предложенных вариантов ответа. Несколько реже используются открытые анкеты, т.е. не содержащие готовых ответов.

Метод тестов применяется в строго контролируемых условиях выполнения испытуемым определенных действий по заданию исследователя. Этот метод позволяет объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов в процессе обучения и воспитания, и тестирование коррекционное, направленное на выравнивание отдельных психических процессов и приведение их к уровню образования и поведения, необходимому для данного возраста.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения педагогических явлений по результатам обучения и воспитания. Например, исследуются ученические работы (рисунки, сочинения), через которые удается проникнуть в мир интересов ученика, познать особенности его мышления и представлений, оценить уровень сформированности различных умений. С помощью биографического метода результаты обучения и воспитания человека изучаются по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках.

Педагогический эксперимент предполагает активное вмешательство в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания в жестко фиксированных условиях. Эксперимент может быть констатирующим (исследуются существующие педагогические процессы), уточняющим (проверяется гипотеза) и формирующим (создаются новые педагогические процессы). В педагогическом эксперименте участвуют как минимум две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. Сравнение этих групп при равенстве обших условий позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Результаты педагогических исследований обрабатываются с использованием математических и статистических методов, которые повышают достоверность выводов, позволяют устанавливать количественные зависимости между изучаемыми явлениями, определять тенденции их развития Однако необходимо помнить, что в педагогике проведение такого же точного научного эксперимента, как в естественных (точных) науках, невозможно. Педагогические процессы отличаются неповторимостью и неоднозначностью, они зависят от личности учителя, поэтому педагогические выводы всегда носят относительный характер.

Источник: 
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика