Психологические особенности человека проявляются в его поведении и общении. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. Оно характеризуется единством пяти сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной. Межличностная сторона отражает взаимодействие человека с другими людьми; когнитивная — познание человека в процессе взаимодействия, когда формируются ответы на вопрос, что за человек собеседник; коммуникативно-информационная — процесс обмена между людьми различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и т.д.; эмотивная — эмоциональное состояние людей в процессе общения, возникающих чувств и настроений; конативная (поведенческая) — причины общения, реализуемые в процессе взаимодействия.
Межличностное общение подразумевает непосредственный контакт между людьми в группах или парах, постоянных по составу участников. Общение может быть межперсональным и ролевым. Осуществляя профессиональную деятельность, люди общаются между собой в рамках своих должностных обязанностей, ведут себя в соответствии с писаными и неписаными правилами. Существует иерархия взаимоотношений, которая определяется социальным статусом, квалификацией, возрастом, общественными связями и другими характеристиками. Такое общение называют социально-ролевым.
Социальная роль — это относительно устойчивые стереотипы поведения в конкретно-психологическом окружении. Здесь «роль» — не просто метафора. Это понятие достаточно точно отражает тот факт, что в сходных социальных обстоятельствах различные по своим индивидуальным особенностям люди ведут себя одинаково, как бы выполняя заданные роли, реализуя внешние и внутренние стереотипы поведения, соответствующие в данный момент конкретному социальному положению.
Ролевые ожидания безлики, они обращены к любому, кто занимает данную социальную позицию (должность). Если социально-ролевое поведение человека расходится с ожиданиями окружающих, если он плохо выполняет свою роль, то к нему применяют санкции. Они могут быть как административными (штраф, взыскание, увольнение), так и непосредственным эмоциональным выражением неодобрения, насмешки, угрозы или игнорирования. Казалось бы, что наличие норм и ограничений в деловом общении позволяет человеку чувствовать себя защищенным, и он далеко не всегда понимает, какие ловушки расставляет ему это нормированное общение.
Межличностные отношения возникают в результате взаимодействия людей, как правило, стихийно. Они всегда сопровождаются различными эмоциональными переживаниями, порой трудноразличимыми, особенно в начальный период. Изучению межличностных отношений психологи придают особое значение, так как именно эти отношения формируют многие компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности, оценки, сопереживание и сочувствие, соперничество и сотрудничество, подражание и самоутверждение.
Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов: общественно-политические, служебные, внеслужебные. Рассмотрим служебные межличностные взаимоотношения людей в ситуации четкой распределенности ролей «руководитель — подчиненный».
Для того чтобы взаимодействие состоялось, один человек должен проявить активность. Если оба одинаково пассивны и никто не делает первый шаг, то взаимодействия не произойдет. Если оба одинаково активны, то они будут «выяснять отношения» до тех пор, пока кто-то не уступит. Таким образом, взаимодействие предполагает некое распределение его участников по степени активности — пассивности. Следует подчеркнуть, что активные и пассивные черты — это две половинки целого, единого человека. Каждый обладает и теми и другими чертами, но демонстрирует их в зависимости от того, какие черты проявляет его партнер по общению.
Роль руководителя предписывает ему в общении с подчиненным быть активным, уверенным в себе, требовательным, скептичным.
В психологии лидерство рассматривается как ситуативное качество, которое появляется на фоне уверенности в себе, как следствие и побочный продукт этой уверенности. Формы лидерства различны, оно бывает эмоциональным и интеллектуальным, профессиональным и психологическим, техническим и социальным и т.п. Но главное заключается в том, что оно всегда сопровождается активностью и способностью взять на себя ответственность.
Уверенность в себе — ключевая психологическая характеристика человека, «открывающая» или «закрывающая» его личностные возможности. Человек проявляет активность по отношению к другому и берет ответственность на себя, когда чувствует уверенность в себе, в своих силах и знаниях. Теоретически лидерства у человека должно быть столько, сколько есть уверенности в себе. Если в конкретной ситуации происходит именно так (уверенность в себе = лидерство), то сам процесс «захватывания» лидерства протекает незаметно и безболезненно для обеих сторон. Если равновесие нарушается, люди ощущают этот дисбаланс, понимая, что человек претендует на лидерство, но осуществляет его с большими энергетическими затратами или что реализация лидерства ему вовсе недоступна.
Если человек уверен в себе, то он как бы получает добро на реализацию такой черты, как требовательность по отношению к себе и к другим. К активным чертам характера психологи относят и скептицизм, понимаемый как критическое видение мира, сомнение и самокритика. Однако все эти черты человек может проявить только тогда, когда кто-то ему «подыграет», позволит проявить лидерство, требовательность или критичность. Психологические черты — это свойство и, как любое свойство, проявляются не сами по себе, а лишь при взаимодействии, т.е. свойства свойственны той или иной ситуации. Если один человек проявляет активные черты, то другой ему уступает, демонстрируя пассивные черты: уступчивость, доверчивость, добросердечность, отзывчивость.
Уступчивость, подобно лидерству, выступает как бы побочным продуктом другой черты — доверчивости. Действительно, обычно человек уступает тому, кому доверяет. И это не свидетельствует о слабости или неуверенности в себе. Человек не может всего знать, быть всегда правым. Доверие предполагает ум, способность объективно оценивать свои и чужие возможности. Полноценное межличностное общение возможно только на основе доверия. Это чувство важно для раскрытия человека без опасения быть необъективно оцененным или оказаться в неприятной ситуации, когда кто-то использует его откровенность ему же во вред. А что влияет на создание атмосферы доверия?
Во-первых, положительное принятие собеседника как личности. Во-вторых, умение реагировать на мысли, чувства и представления другого человека, не оценивая их. В-третьих, согласованность собственного поведения при взаимодействии с другим человеком. Все это — проявление добросердечности.
Отзывчивость — производное существительное от глагола «отзываться», т.е. положительно реагировать, когда зовут, а не тогда, когда человеку кажется, что он нужен.
Итак, объединим перечисленные активные и пассивные психологические черты в некий коридор норм, пространство которого они и будут занимать. Коридор норм соответствует адаптивному поведению. Психологические черты характеризуют как тенденцию, например, к лидерству, уступчивости и т.п., которая проявляется тогда, когда это необходимо, т.е. в зависимости от ситуации.
Однако, это скорее теоретически возможная норма, на практике она встречается редко. Дело в том, что при взаимодействии друг с другом мы выполняем ту или иную роль. Наши роли всегда парные, и правила игры в них — кому проявлять активные черты, а кому пассивные — определены обществом (родители — дети, учитель — ученик, начальник — подчиненный и т.д.). Но кто и когда без всякого сопротивления и сомнения уступал, отдавая право на лидерство другому, только потому, что так предписано! Ситуации безболезненного проявления «нужных» черт при распределении ролей редки. Повторим, что активные и пассивные черты — это две половинки одного человека, каждый обладает теми и другими.
Способность гибко переходить от активных черт к пассивным и наоборот, не выходя за пределы коридора, считается психологической нормой. Это условие налаживания отношений. Если оба человека проявляют активные черты, то они будут «бодаться», пока кто-то не уступит или пока не разойдутся в разные стороны. Если оба партнера демонстрируют пассивные черты, то взаимодействие также невозможно: кто-то ведь должен сделать первый шаг.
По роду деятельности роль одного человека предписывает ему быть активным, тогда как другой обязан (по роли) проявлять пассивные черты доверия и уступчивости (например, пара руководитель — подчиненный). Но у человека, чья основная роль — «уступать», невольно возникает вопрос: «А почему я должен всегда уступать? Ну и что, что ты начальник, а я, может быть, проработал в этой организации больше, чем тебе лет!» Открытое сопротивление встречается не часто, и далеко не всегда человек скажет вслух о своих сомнениях тому, в чьем подчинении он находится. Однако сопротивление есть, но проявляется в форме скрытого саботажа, игнорирования. Человек порой не осознает этого сопротивления, но почти всегда чувствует, что что-то не так.
Всем известен такой пример. Если человек говорит, а его не слушают, то он непроизвольно начинает повышать голос и жестикулировать, как бы усиливая свое выступление и привлекая к себе внимание. Тот же эффект наблюдается и с психологическими чертами. Допустим, человек чувствует, что ему не дают проявить себя в своей роли в той мере, в какой он того желает. Человек много знает, умеет, но надо, чтобы его приняли, поверили, захотели слушать. А этого не происходит.
• требовательность — в непримиримость (принципиальность);
• уверенность в себе — в самоуверенность;
• лидерство — во властность.
Человек «выходит» за пределы коридора норм, и его личность начинает деформироваться. Он становится властным, самоуверенным, непримиримым и упрямым. Человек с такими чертами характера способен превосходно решать производственные задачи, правда, за счет чужого и собственного здоровья. В обществах авторитарного, тоталитарного типа он даже может служить эталоном хорошего руководителя. Но с психологической точки зрения это выход за рамки нормального функционирования личности с дальнейшими негативными последствиями.
Представленное выше психологическое изменение личности предполагает наличие другого человека, который уступил без доверия, т.е. повел себя неадекватно ситуации. Как часто люди думают: «Я человек умный, меня не проведешь! Я не доверяю этому типу, но он рвется к власти, ну и пусть, уступлю, не хочу связываться». Доверия нет, а уступчивость есть. На основе какой психологической черты она возникает? На основе послушности. Именно эта характеристика и является искаженной чертой доверчивости. Таким образом, изменениям подвергается и другой человек, партнер по общению, стоящий в позиции проявления пассивных черт:
• уступчивость перерождается в кротость;
• доверчивость — в послушность;
• добросердечие — в несамостоятельность;
• отзывчивость — в навязчивость, которая, особенно у женщин, сочетается с «бескорыстием».
Эта черта берется в кавычки, потому что ничто не бывает бескорыстным (немотивированным), и человек требует платы, причем в этом случае непомерно высокой — любви! (дочери/сына, мужа/жены, начальника, отечества или Бога).
Что нужно делать, чтобы не попасть в подобную ловушку? Можно ли помочь человеку на этом этапе? Безусловно. Разработаны различные методики, позволяющие корректировать психологические черты. Большую помощь могут также оказать и близкие люди, друзья, не позволяющие человеку «переигрывать» без реальных на то причин.
Но предположим, человеку никто не помог. К сожалению, если ситуация разрушающего общения не меняется, то отрицательные черты продолжают наращиваться. Поначалу возникают временные негативные психические состояния и установки, затем постепенно угасают и как бы выпадают позитивные качества. Позднее эти состояния «заостряются» и положительные психические качества уступают место негативным, изменяющим конфигурацию психологического личностного профиля. В дальнейшем, если нет психологической коррекции, формируются невротические (пограничные) черты личности.
Что же такое требовательность, «доведенная до логического конца»? Это не что иное, как жестокость. Человек прибегает к ней, когда не может достичь цели иным путем. «Я тебя раз предупредил, второй раз предупредил, а теперь я тебе покажу, как меня не слушаться!» Появление жестокости как постоянной черты ведет к перерождению остальных черт. Состояние человека, обусловленное акцентуированностью отдельных черт, переходит в пограничное состояние. Почему такое состояние называется пограничным? Переступив невидимую грань нормы, человек уже не может вернуться назад. Здесь действует закон необратимости психических процессов. В таком человеке все подверглось деформации и все изменилось. Акцентуированные черты отразились на лице, проявились в походке, манере говорить, смотреть, слушать, в жестикуляции и интонациях.
Такие черты, как послушность, несамостоятельность и т.п., оборачиваются своей второй половиной — жестокостью и агрессивностью по отношению к более слабому. Правда, для того чтобы дойти до пограничного состояния, у человека в руках должна быть сосредоточена огромная власть — с одной стороны, с другой — необходимы сотни, тысячи людей, жаждущих подчиняться.
Итак, психологические черты могут выступать как свойства, как признаки и как пограничные состояния. В первом случае они находятся в коридоре норм и проявляются в зависимости от ситуации. Человек адаптивен и адекватен, он гибко приспосабливается к условиям постоянно меняющегося мира. Психологические черты, выступающие как признаки (акцентуации), принадлежат человеку, зафиксированы в его теле. Предсказать поведение такого человека несложно — он будет вести себя не исходя из ситуации, а повинуясь собственным чертам. «Я человек принципиальный, мнение не меняю — как сказал, так и будет». Если психологические черты проявляются в виде пограничного состояния, значит, изменения уже затронули химические процессы мозга. Человек окончательно утрачивает способность более или менее объективно воспринимать мир, себя и других в этом мире. Разрыв акцентуированных, а тем более пограничных отношений никогда не протекает без последствий. В отношениях люди связаны друг с другом сложно переплетенными нитями с множеством узлов. Любой человек ощущает это. В начале жизни и карьеры человек стремится наладить связи, установить отношения, потом они начинают его тяготить и, подобно подростку, взрослые кричат: «Отвяжитесь от меня! Я хочу порвать эти связи... Разрубить узел... »
Радикальные меры — порвать, разрубить — не приносят желаемого результата, если психологические изменения достигли пограничного состояния в силу все того же закона необратимости психических процессов. Разорвав связи, человек сам не изменится. На первый взгляд кажется парадоксальным, что после смерти тирана люди, мечтавшие о свободе, вмиг ощущают себя потерянными и несчастными: «Осиротели, лишились отца родного... » Существовать без своей второй половины — деспотизма — они уже не могут. В этой ситуации наиболее распространены два способа поведения «освободившихся масс».
Во-первых, резкий переход к своей второй половине — жестокости, негативизму и т.д. Во-вторых, «выталкивание» нового лидера. Как это происходит? Люди, привыкшие к определенной форме поведения руководителя, будут ожидать того же и от нового. Если он не продемонстрирует подобное поведение, то его начнут подталкивать: «Ты покажи, ты докажи... » Проходит время (практика показывает, три-пять лет) — и новый лидер приобретает черты прежнего. Люди сетуют: «Опять нам не повезло!»