Окружающая среда посылает тысячи всевозможных сигналов, из которых человек улавливает лишь очень небольшую часть. Правда, вполне достаточную, чтобы построить некую картину мира. И не только построить, но еще и утверждать, что эта картина и есть реальный мир! «Мир таков, каким мы его воспринимаем» — именно так думают многие. Однако у ученых есть все основания полагать, что человек просто подгоняет мир под свои человеческие мерки, видит то, что полезно и выгодно для его жизни.
Реальность, которую отражают животные в своих образах, имеет мало общего с человеческим видением мира. Для одних животных реальность состоит из запахов, большей частью человеку не известных, для других — из звуков, в значительной части человеком не воспринимаемых, для третьих — из цветовых красок, многие из которых люди не различают.
С точки зрения классической физики, окружающий мир — это постоянно движущиеся в пустотах элементарные частицы! В нем отсутствуют предметы и нет ничего стабильного. Так чей же образ мира соответствует реальности?! В чем причины того, что человек способен видеть лишь то, что видит?
Физиологи объясняют особенности видения мира спецификой органов чувств и физиологическими механизмами функционирования, данными от природы. Человек обладает пятью органами чувств, способными действовать с самого рождения, а по последним научным данным — даже еще до рождения, и позволяющими ему видеть, слушать, обонять, осязать и вкушать, но в весьма узких диапазонах. Социологи делают акцент на социальных механизмах, фиксируя источники психического развития человека вне его организма — в окружающей среде.
Психологи, опираясь и учитывая обе линии исследования, рассматривая человека одновременно как биологическое и как социальное существо, стремятся найти собственно психические закономерности. Таким образом, психическое развитие, в том числе и развитие чувственных форм познания, — результат сложнейшего взаимодействия трех сфер: физиологической, социальной и психической.
Возникновение психики до сих пор остается загадкой. Между психологами существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отличается ли по своей природе психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественно-научная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому можно говорить о психике в широком смысле как об особом качестве, принадлежащем животному и человеку. Но, с другой стороны, человек обладает сознанием и особой, присущей только ему, человеческой субъективностью. Природа ее возникновения трудно познаваема и во многом таинственна.
Что служит критерием возникновения психики? Как определить, есть ли психика у животного или ее нет? Когда ребенок рождается, он видит мир таким, каким видит его взрослый? Люди, стоящие на разных ступенях исторического развития, мыслят и переживают одинаково? Для того чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, психологи ведут исследования по трем направлениям одновременно:
- возникновение и развитие психики в животном мире (эволюция);
- возникновение и развитие человеческого сознания (история человечества);
- развитие психики от момента рождения человека до конца его жизни (онтогенез).
Результаты этих исследований позволяют воссоздать следующую картину возникновения психики.
Все живое находится в непрерывном взаимодействии с окружающей действительностью, в процессе которого происходит обмен веществ и тем самым поддерживается жизнь. Живая материя различается типом существования жизни: растительный, животный и сознательный.
Растения поддерживают свою жизнь путем обмена веществ при непосредственном контакте со средой, с условиями своего существования. Контакт обеспечивает растению раздражимость — способность реагировать на биологически значимые раздражители. Если контакт нарушается, они гибнут. Вероятно, в истории нашей планеты был период катаклизмов, из-за которых растения неминуемо должны были погибнуть. Но они его пережили. Более того, этот период, по-видимому, послужил толчком для возникновения особых организмов, способных восстанавливать нарушенное равновесие и существовать без постоянного прямого контакта со средой обитания.
Новый организм начинает активно передвигаться в поисках того, что ему необходимо для выживания. А это, в свою очередь, предполагает «видение» (отражение) окружающего мира и представление его в виде образов. Такое «видение» обеспечивается чувствительностью — способностью реагировать на биологически нейтральные воздействия внешней среды, но сигнализирующие о появлении биологически значимых раздражителей. Возникновение чувствительности можно проследить в следующем эксперименте (рис. 5).
В пробирку помещают одноклеточные организмы (амебу или инфузорию). Эти существа на свет не реагируют: он не является необходимым условием их существования. А вот тепло имеет жизненно важное значение. Один край пробирки начинают подогревать, одновременно включая свет. Через несколько повторов достаточно включить свет, чтобы одноклеточные устремились к соответствующей части пробирки. На такую реакцию не способно ни одно растение.
Чувствительность выступает критерием возникновения психики, ее первым проявлением. Животные, стоящие на ранних ступенях развития, проявляют чувствительность только к отдельным свойствам и признакам внешнего мира, непосредственно и однозначно имеющим связь с биологически значимыми объектами. Дальнейшее развитие психики идет по пути расширения образа мира за счет отражения все новых и новых его особенностей.
Так формируются механизмы, осуществляющие отражение окружающей действительности, способность ориентироваться во внешнем мире и планировать поведение, исходя из потребности организма и возможностей среды.