Биологическая обратная связь - является одним из эффективных немедикаментозных терапевтических методов, который в последнее десятилетие успешно применяется и в психиатрической практике. Биологическая обратная связь основана на принципах саморегуляции пациентом некоторых своих физиологических функций с использованием специальной аппаратуры.
Попытки применения БОС в качестве лечебного метода начали предприниматься практически с того момента, как появилась возможность регистрации у человека показателей биоэлектрической активности различных органов и систем его организма. Для его обучения умению произвольного включения механизмов автоматической регуляции своего гомеостаза пытались использовать биоэлектрические потенциалы его сердца, головного мозга, кожных покровов и т.п. (Сидоренко Г.И., 1970; Гурфинкель B.C., 1972; Василевский А.А., 1980 и др.). С появлением компьютерной техники БОС стала достаточно успешно применяться при лечении начальных стадий таких психосоматических заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезни, бронхиальная астма и т.п. (Черниговская Н.В. с соавт., 1982; Лапшина Л.А., 1983; Shannon В. et al, 1978 и др.).
Исследователи по-разному оценивают механизмы терапевтического действия методов биологической обратной связи. Одни считают, что необходимый лечебный эффект достигается путем сознательного воздействия человеком на те или иные свои функции: дыхание, тонус мышц и т.п. Другие доказывают опосредованность такого влияния, реализующегося, в частности, через вегетативную нервную систему. Большинство авторов придерживаются точки зрения, что терапевтический эффект возникает в результате суммации психотерапевтической и собственно биологической составляющих этого метода (Штарк М.Б., 1997; Шубина О.С., 1998; Бирюкова Е.В., 2002).
В зависимости от используемых в БОС биоэлектрических показателей функциональной активности тех или иных органов и систем организма человека, метод имеет следующие варианты:
1. биоактивная саморегуляция ориентирована на показатели ЭЭГ, ЭКГ или РЭГ;
2. она базируется на параметрах электромиографии;
3. она ориентирована на показатели кожно-гальванической реакции и температуры тела;
4. в методике используются определенные респираторные показатели пациента.
Лапшина Л.А. (1983), изучая терапевтические возможности БОС у пациентов с различными клиническими формами цереброваскулярной патологии, обусловленной гипертонической болезнью, использовала в своих исследованиях показатели реоэнцефалографии (РЭГ). Для обеспечения возможности пациентам проводить у себя адаптивную биорегуляцию кровенаполнения сосудов головного мозга в Институте неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины (г.Харьков) была разработана специальная установка биологической обратной связи. Ее аппаратура позволяет провести как запись РЭГ пациента и регистрацию ее на бумаге, так и автоматический расчет площади РЭГ с преобразованием ее в цветовые поля. Последние выводятся на специальный экран для зрительного восприятия пациентом интегративных показателей гемодинамики своего мозга. Экран разделен на два поля (голубое и красное), каждое из которых имеет горизонтальную шкалу с делениями от 0 до 100. Они дают возможность пациенту контролировать величину перемещения цветовых полей, а соответственно, и характер своей церебральной гемодинамики во время сеанса БОС.
По исходным показателям РЭГ пациента на экране устанавливались равные по площади поля голубого и красного цвета. Условно было принято, что при сдвиге показателей РЭГ в положительную сторону на экране увеличивались размеры голубого поля, а при сдвиге их в отрицательную сторону — размеры красного поля.
После периода адаптации пациенту проводился сеанс бирлогической обратной связи, успешность которого оценивалась по показателям пятиминутной записи РЭГ, сделанной в его конце. Продолжительность каждого сеанса в среднем составляла 20 минут. Курс лечения — 15 сеансов, проводившихся ежедневно. Было отмечено, что использование при лечении больных с начальными проявлениями нарушений мозгового кровообращения указанного метода биоадаптивной саморегуляции позволяет не только улучшить показатели церебральной гемодинамики, но и повысить общий фон настроения, устранить симптомы тревоги.
В последние годы различные варианты метода БОС показали свою высокую терапевтическую эффективность и при некоторых клинических формах психических и поведенческих расстройств — адиктивных (Day L.R., Cook I.A., 1977), тревожных (Rolnic F., Bindler P. 1977), аффективных (Kumano H. et al, 1995) — цит. по Бирюковой E.B. (2002).
В психиатрической практике в качестве лечебного метода наиболее часто применяется БОС, основанная на использовании тех или иных показателей ЭЭГ. Так, для снижения частоты и смягчения клинических проявлений судорожных приступов, а также коррекции нарушенных форм поведения у детей с гиперкинетическим синдромом, предпринимаются попытки терапевтического использования БОС, базирующейся на коррекции пациентами своих медленных корковых потенциалов и волн SMR-диапазона. Некоторые исследователи попытались найти корреляцию между аффективными расстройствами и какими-либо параметрами ЭЭГ. В частности, были выявлены отличия в ЭЭГ у лиц с высокими и низкими показателями тревоги более чем по 30 параметрам. По данным Свидерской Н.Е. с соавт. (2001), максимальные различия ЭЭГ в этих группах обследованных наблюдаются в показателях биоэлектрической активности левых париетотемпоральных областей мозга. Это, по ее мнению, может быть обусловлено морфофункциональной проекцией анксиогенных стимулов в область восприятия и переработки вербальной информации.
На основании вышеуказанного, Бирюковой Е.В. (2002) была исследована возможность терапевтического применения БОС, использующей ЭЭГ-показатели активности головного мозга, у некоторых групп больных с наличием в клинической картине их психического заболевания проявлений тревоги. Всего было пролечено этим методом 58 пациентов: фобическое тревожное расстройство — 18 человек; обсессивно-компульсивное расстройство — 9 человек; паническое расстройство — 5 человек; генерализованное тревожное расстройство — 4 человека; ПТСР — 6 человек; депрессивное расстройство у лиц с наркотической зависимостью — 8 человек; депрессивное расстройство в структуре рекурентной депрессии и биполярного расстройства — 4 человека; депрессивный синдром в структуре шизофрении — 4 человека.
Лечебная процедура осуществлялась в стандартных для ЭЭГ-исследования условиях. Курс БОС терапии включал 25 сеансов со средней продолжительностью 60 минут, которые проводились ежедневно (5 дней в неделю). Достижение пациентом условно позитивного психофизиологического состояния подкреплялось хорошо различимым звуковым сигналом. Биологическая обратная связь у всех пациентов сочеталась с адекватной их психическому состоянию фармакотерапией.
В процессе исследования было выявлено, что наиболее эффективным применение БОС в качестве метода лечения было для пациентов с тревожной симптоматикой невротического уровня (29 человек — 69 %). При этом наиболее чувствительными к данному методу оказались больные с ПТСР и агарофобией. В то же время, применение БОС у больных с депрессивными проявлениями в структуре эндогенных психических расстройств (шизофрения, биполярное расстройство, рекуррентная депрессия) оказалось малоэффективным.
По мнению Бирюковой Е.В. (2002), БОС в качестве терапевтического метода наиболее целесообразно использовать у пациентов с тревожно-фобическими расстройствами невротического регистра, особенно при наличии у них резистентности к психофармакотерапии.
Биологическая обратная связь (англ. — biofeedback). В основе этого метода лежит принцип целесообразного саморегулирования непроизвольных функций с использованием систем внешней обратной связи. Метод Б. о. с. применяется только в тех случаях, когда обеспечивается предъявление информации о состоянии физиологических функций для того же индивида, который генерирует данную физиологическую информацию, является ее источником. В обычных условиях мы не получаем точной количественной информации о состоянии физиологических функций, скажем, частоте пульса или величине артериального давления. Однако с помощью биологическая обратная связь, которая позволяет регистрировать тончайшие изменения физиологических процессов, можно научиться сознательно управлять ими. Методы, основанные на использовании биологическая обратная связь, применяются в различных областях медицины: для управления биоэлектрической активностью мозга у больных эпилепсией, направленного на подавление патологических паттернов ЭЭГ; для повышения эффективности восстановительной терапии постинфарктных больных; при лечении различных видов головной боли.
Исходя из многократно подтверждавшейся связи расширения сосудов, относящихся к системе наружной сонной артерии, и усиления напряжения мышц головы и шеи и мигренозной боли, Коэн и др. (Cohen M. et al., 1980) применяли в группах специально отобранных больных мигренью биологическую обратную связь сужения артерий височной области, согревания пальца — охлаждения лба, уменьшения напряжения мышц лобной области. Каждый пациент получал 24 сеанса тренинга Б. о. с. в течение 8-10 недель по 3 сеанса в неделю. Сеанс состоял из 10-минутного исходного периода отдыха и 20-минутного тренинга. Во всех экспериментах обратная связь осуществлялась с помощью тока, подаваемого через громкоговоритель, помещенный рядом с головой пациента. Задачей пациентов при появлении тона-сигнала было снижать силу тока, что соответствовало снижению амплитуды электромиограммы, и повышать силу тока, соответствующую увеличению разницы температур пальца и лба; желаемый дифференциал — более теплый палец сравнительно со лбом (тот же косвенно определяющийся эффект вазоконстрикции внечерепных артерий); при биологической обратной связи тонуса черепных артерий пациентов просили снижать силу тока, что соответствовало повышению сосудистого тонуса.
Анализ этой тщательно выполненной работы показал: 1) прямые физиологические изменения исследовавшихся систем не коррелируют с терапевтическим результатом, к тому же достаточно скромным; 2) не имеет значения метод биологически обратной связи (черепные артерии, электромиограмма, температура). Поэтому механизмы терапевтического эффекта следует искать не только в изменениях, касающихся физиологических систем.
Вероятные объяснения таковы: 1) эффект плацебо благодаря участию пациентов в эксперименте (составление ими специальных диаграмм) и вниманию к ним со стороны исследователей; 2) регрессия «к середине», так как пациенты ищут помощи в тот момент, когда им особенно плохо; 3) эффект общей релаксации; 4) познавательный эффект от переживания Б. о. с. — возникающее у пациента представление о собственном контроле над физиологической системой.
Последний пункт особенно интересен. Пациенты утверждают, что биологическая обратная связь учит их навыкам самоконтроля, которого, по их мнению, у них никогда раньше не было. Поэтому не степень физиологического изменения выступает в качестве критической величины, а степень веры пациента в свои возможности осуществлять контроль. Если это так, то этот эффект можно учитывать при попытках оптимизации терапевтического результата.
О необходимости учета при использовании методики биологической обратной связи психологических факторов (повышение самооценки пациента, самовнушение, плацебо-эффект и др.) свидетельствуют также данные отечественных авторов. Н. Л. Артемчук, Л. Н. Лежепекова (1977) показали, что у наблюдаемых ими больных клиническое улучшение отмечалось и при отсутствии существенных изменений в изучавшихся физиологических системах.
В литературе последних лет подчеркивается, что биологическая обратная связь (и соответственно тренинг релаксации) следует рассматривать лишь как один из подходов к лечению человека в целом и применять в сочетании с другими медицинскими и психотерапевтическими методами. «Излечение» от гипертонии, скорее всего, потребует чего-то большего, чем сознательная попытка пациента снизить у себя кровяное давление. Понизить артериальное давление (или прекратить боль) — не значит изменить жизненные обстоятельства, которые сформировали стереотипизированную реакцию. Ставится также под сомнение, сможет ли или даже захочет ли пациент управлять своими телесными функциями в лихорадочном, быстро меняющемся окружении вне лаборатории и клиники.