Понимание непрерывности онтогенеза, т. е. продолжения процессов развития после детства не является однозначным в психологии. Зачастую это связано с толкованием самого понятия развития. Отождествление развития с ростом, накоплением, увеличением приводит к редуцированному пониманию изменений, происходящих во взрослых возрастах, сведению их к застою и регрессу. Следовательно, необходимо определить содержание понятия развития вообще и психического развития в онтогенезе, в частности. Очевидно, что только выделение возрастных стадий во взрослом периоде онтогенеза позволяет определить качественные различия на разных этапах взрослости. Признание качественных различий между стадиями влечет за собой необходимость постановки вопросов о причинах этих качественных изменений, условиях и вариантах, и, главное, о способах перехода от одной стадии к качественно новой, другой. В данном контексте представляется необходимым определить концептуальный подход к исследованию кризисов, как переходных периодов между стадиями. Важно обратиться к имеющимся теоретическим и эмпирическим данным о содержании кризисов взрослости. Необходимо, но не достаточно рассмотреть специфику протекания кризисов во взрослом периоде. Важно, в связи с проблематикой данного исследования, определить общевозрастные закономерности и механизмы возникновения кризисов в период взрослости, их роль в развитии. Для этого обратимся к культурно-исторической концепции возрастных кризисов детства и определим возможности и ограничения этого подхода к развитию в период взрослости.
Интерес к проблемам развития человека актуален в различных отраслях научного знания, содержание развития уточняется на стыке наук: биологии, генетики, психогенетики, психологии, акмеологии, геронтологии, антропологии, социологии, культурологии, философии и др. Принцип развития давно и прочно утвердился в естествознании, стал предметом философского исследования, является одним из основных в психологии. Подходы к пониманию процессов развития и интерпретации изменений с ним связанных находятся в динамике и в зависимости от становления научного знания. До сих пор нет устоявшегося единого взгляда на особенности и природу психического развития человека, а динамика этих взглядов вызывает безусловный интерес и дает представление о влиянии на движение научной мысли в этом направлении сегодня.
В психологии понятие развития ассоциируется, а иногда и отождествляется с понятиями роста и изменений. Такое редуцирование понятия приводит к определенным ограничениям в исследовательских подходах к многогранной реальности динамических процессов. Рассмотрим соотношение понятий рост, изменение и развитие, обычно присутствующих в описании динамики психических функций и особенностей личности человека.
Понятие изменения означает в самом общем смысле отсутствие застоя. Развитие - это целый ряд изменений, происходящих на определенном отрезке времени. Необратимость изменений обеспечивает преемственность процесса развития, - невозможно отменить то, что уже произошло, - в каждом новом облике измененного объекта всегда присутствуют «следы» прошлого опыта. Закономерные изменения свидетельствуют о наличии определенных причинно-следственных связей. Отсутствие закономерностей свидетельствует о случайности изменений. Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение, которое происходит по определенным законам. Изменение в одном направлении - прогрессивном, связанным с количественным накоплением описывается понятием роста. Рост трактуется как систематическое изменение, когда определенный фактор внутри одной системы возрастает, прогрессирует в отношении численности, величины или веса. Если рассматривать развитие с точки зрения вектора - направления изменений, то следует отметить, что развитие не исчерпывается ростом и прогрессом. Развитие включает в себя и регресс.
В процессуальном смысле изменения могут идти как эволюционным, так и революционным путем. Эволюционные - это последовательные, поступательные изменения. Революционные изменения носят взрывной характер, однако, не являются неожиданными с точки зрения логики развития, а имеют причинную обусловленность. Итак, развитие можно характеризовать как изменение, при котором наряду с поступательным, эволюционным движением присутствуют революционные изменения, когда в определенные критические моменты наступают структурные изменения во всей системе.
В данной работе мы исходим из представлений о непрерывности онтогенеза, полагая, что развитие человека осуществляется на всем жизненном пути, что онтогенез состоит из определенных этапов, между этапами существуют переходные периоды, развитие - процесс закономерный и взаимообусловленный системой внутренних и внешних факторов, а в период взрослости, и субъективными факторами. Следует признать, что такое представление об онтогенезе является необходимым, но не достаточным условием для выделения возрастных кризисов взрослости как нормативного явления в развитии личности. Обратимся поэтому последовательно к пониманию принципа развития в философии, рассмотрим различные концепции психического развития, не ограничиваясь теориями периодизаций, полагая, что трансформация и ассимиляция знаний обогащает теории и способствует их развитию на новом этапе.