Теории личности

К концу 30-х годов нашего века в психологии личности сложилось много различных подходов и теорий личности. В общей сложности можно выделить около 50-ти различных теорий личности, которые могут быть сгруппированы на основании разных факторов.

Если в основу классификации положить способ объяснения поведения, то теории личности могут быть разделены на психодинамические, социодинамические и интеракционистские. К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

По способу получения данных все теории личности могут быть поделены на экспериментальные и неэкспериментальные. Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

С позиций проблемного подхода все теории личности могут быть разделены на структурные и динамические. К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

С позиций возрастного диапазона теории личности могут быть поделены на две группы. Первая группа теорий характерны для возрастной и педагогической психологии. Эти теории построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы. Ко второй группе относятся теории, рассматривающие развитие личности в течение всей жизни человека.

Основанием для деления теорий личности на типы могут быть понятия, в которых описывается личность. Это могут быть внутренние свойства, черты и качества личности, или внешние проявления, например поведение и поступки.

Проанализируем с позиций данных классификаций ряд наиболее известных теорий личности.

Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Согласно этой теории люди отличаются друг от друга по набору отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.

Г. Олпорт пришел к построению методики изучения личностных черт следующим способом. Он выбирал из языка слова-понятия, описывающие личность. Затем он сокращал список выбранных слов, исключая из него слова-синонимы. Таким образом он получил необходимый и достаточный минимум всевозможных личностных черт. С этим стандартным набором личностных черт можно было сравнивать набор черт каждого конкретного человека.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека. С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. В многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт, необходимых для полного психологического описания личности.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, для анализа психологического профиля личности разные авторы предлагают неодинаковые списки факторов - а значит, выявляют разный набор психологических черт. Во- вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека. Как выяснилось, поведение зависит не только от черт личности, но и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение теория социального научения (бихевиоризм). Она может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих человека как личность в поведенческих терминах.

Основная психологическая характеристика в данной теории личности - это поступок или серия поступков. Индивидуальные различия в поведении людей есть результат различных жизненных условий, взаимодействий с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения (его развитие как личности) - это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же ситуаций, одинаковостью подкреплений и наказаний, частотой повторения социальных действий.

Разработанную Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь потребности и мотивы.

Гуманистические теории личности используют разнообразные подходы к пониманию личности. Поэтому эти теории могут быть отнесены к психодинамическим или интеракционистским (у разных авторов по-разному), неэкспериментальным, структурно-динамическим, охватывающим всю жизнь человека и описывающим его как личность то в терминах, характеризующих внутренние психологические свойства, то в поведенческих терминах.

В отечественной психологии проблемы теории личности разрабатывались школой Л.С. Выготского, в частности А.Н. Леонтьевым , Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности внутренние психологические свойства человека. Опираясь на понятие ведущей деятельности, Л.И.Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А. Н. Леонтьев представил свою теорию личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность.

Ключевые слова: Личность
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Материалы по теме
Теория личностных качеств
Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом
Нарциссическое расстройство личности
Клиническая психиатрия
Сущность, содержание, особенности межличностного конфликта, конфликтные типы личностей
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Понятия и феноменология индивидуальных кризисов
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Социальная структура личности. Типология личностей
Хмелевская С.А., Философия
Теория личности Левина
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Личностное развитие подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Деятельностный подход
...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий