Синдром Аспергера

Синдром Аспергера описан впервые в 1944 г. венским детским психиатром Hans Asperger, который рассматривал его как расстройство личности, обозначив аутистической психопатией. Wing (1981) полагала, что синдром представляет собой мягкий вариант в континууме аутистических расстройств у относительно интеллектуально сохранных детей. С точки зрения МКБ-10, своеобразие синдрома в ряду общих расстройств развития определяется относительной сохранностью речевых навыков.

Эпидемиология. Распространенность для комбинации расстройства с легкой умственной отсталостью составляет 0,4 — 0.6 на 10000. У детей с нормальным интеллектом заболевание встречается в 10 — 26 случаях на 10000. Преобладают мальчики (4-10:1). Выявлена тенденция к происхождению из более обеспеченных слоев общества.

Этиология. Синдром Аспергера пока недостаточно изучен с этиологической точки зрения. Имеющиеся данные о пре-, пери-и постнатальных осложнениях, наследственной отягощенности, отклонениях на ЭЭГ и КТ позволяют предположить нейробиологическую природу расстройства.

Клиника. Больные проявляют выраженную неловкость в общении, они или слишком молчаливы, или многословны, не учитывают в разговоре интересов и реакций собеседника. Значительно нарушены невербальные навыки общения и координация движений. В речи обращают на себя внимание странности оборотов, стереотипные повторения, неадекватная интонация, неправильное использование местоимений. Профиль IQ снижен, за исключением тестов, требующих запоминания. Благодаря последнему возможен высокий уровень достижений в узких интересах. Несмотря на общее впечатление относительно хорошего прогноза, патологические проявления в разной степени обычно сопровождают больного вплоть до взрослого периода жизни.

Диагноз. Для диагностики синдрома Аспергера состояние должно соответствовать нижеследующим критериям: 1) отсутствует клинически очевидное общее замедление когнитивного или речевого развития. Диагноз требует использования отдельных слов в возрасте не позже второго года и коммуникативных фраз не позже третьего года. Навыки самообслуживания, адаптивное поведение и любопытство к окружающему должны в течение первых трех лет жизни соответствовать нормальному развитию интеллекта. Основные этапы двигательного развития могут быть несколько замедлены, дискоординация является частым (но не обязательным) диагностическим признаком. Специальные навыки, нередко связанные с изолированными интересами, характерны, но также не обязательны для диагноза; 2) качественное нарушение социального взаимодействия (в соответствии с критериями аутизма); 3) необычно интенсивный изолированный интерес к чему-либо или ограниченные поведенческие стереотипии и занятия (за исключением манерности в поведении, излишней фиксированности на отдельных объектах или нефункциональных элементах игрового материала, что соответствует критериям аутизма); 4) расстройство не соответствует критериям других общих нарушений развития, шизотипического расстройства (F21), простой шизофрении (F20.6), реактивного или расторможенного расстройства привязанности детского возраста (F94.1, 2), ананкастного расстройства личности (F60.5) или обсессивно-компульсивного расстройства (F42).

Дифференциальный диагноз. Главным признаком различения синдрома Аспергера и детского аутизма является отсутствие общего отставания в речевом развитии. В дополнение к этому, больные с синдромом Аспергера лучше понимают невербальную информацию и лучше используют интонацию для общения. В отличие от случаев шизофрении, при синдроме Аспергера отсутствуют галлюцинаторно-бредовые проявления, прогрессирующее ухудшение социальных навыков и наследственная отягощенность шизофренией и другими психозами.

Лечение. Психопедагогическое вмешательство должно строиться на основе индивидуальных западений профиля EQ. В качестве наиболее эффективных себя зарекомендована ли индивидуальная когнитивная терапия и групповой тренинг социальных и отдельных двигательных навыков. Тренировка профессиональных навыков является основой последующего социального приспособления. При расстройствах сосредоточения с успехом используются стимуляторы (риталин), антидепрессанты при тревожно-депрессивных (прозак) и обсессивных (анафранил) проявлениях.

Апелляция к тестовым методам призвана исключить субъективизм в толковании отклонений, при этом имеются в виду любые тесты, определяющие речевое развитие и стандартизованные относительно культуры данной страны. Следует помнить, что, в принципе, в пределы двух стандартных отклонений укладывается то, что принято называть норм ой и субнормой.

Источник: 
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Темы: