Принципы организации финансов

Принципы организации финансов корпораций должны обеспечить принятие эффективных стратегических и тактических финансовых решений. На их основе разрабатывается финансовая политика корпорации, т.е. формирование собственного и заемного капитала, вложений в активы, способов увеличения имущества и объемов, оптимизации денежных потоков.

Естественно финансовая политика в ее конкретном механизме функционирования финансов корпорации должна базироваться на определенных принципах, соответствующих рыночной экономике.

По рекомендации российского ученого М.В.Романовского принципами современной организации финансов корпораций могут являться следующие показатели:
1. Принцип плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т.е. возможности осуществления нормальных расчетов. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования, т.е. бюджетирования и контроля.
2. Финансовое соотношение сроков - обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимается и возможность их сохранения от обесценивания при размещении в ценные бумаги, депозиты и т.п.
3. Гибкость, т.е. маневрирование-обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.
4. Минимизация финансовых издержек - финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым "дешевым" способом.
5. Рациональность — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.
6. Финансовая устойчивость — обеспечение финансовой независимости, т.е. соблюдение критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности корпорации, т.е. ее себестоимости к погашению своих краткосрочных обязательств.

Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретной корпорации. При этом необходимо учитывать:
- сферу материального производства и непроизводственной сферы;
- отраслевую принадлежность, т.е. промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля и т.д.;
- виды или направления деятельности, как-то экспорт, импорт;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Эти принципы полно реализуются в корпорациях, занимающихся в сферах материального производства. Для них наиболее характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Приведем примерную схему финансовых структур корпораций и их управление отраслями национального хозяйства страны.

Организация финансами означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность.

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов, а также корпораций. Аппарат финансовых служб министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по свободному финансовому прогнозированию, планированию, контролю за выполнением свободного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйственных субъектов.

Финансовая служба в фирмах, компаниях и корпорациях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших предприятиях финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией, которые могут быть финансово-сбытовыми или бухгалтерско-финансовыми отделами.

На крупных предприятиях и корпорациях финансовый отдел состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции. Начальник отдела подчинен непосредственно руководству предприятия, схематически это выглядит следующим образом.

Приведенная структура финансового отдела в целом соответствует содержанию той финансовой работы, которую необходимо выполнять на предприятии для финансирования всех затрат предприятия и осуществления расчетов.

Финансовая работа определяет задачи и функции в разработке финансовых показателей в плане корпорации, оценку плана в целях принятия заданий и увеличение внутренних финансовых ресурсов корпораций, в составлении годовых финансовых планов.

В современных условиях хозяйствования финансовая работа приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с изменением отношений собственности и становлением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственности, самостоятельностью предприятий как хозяйствующих субъектов, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.

В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками корпорации, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые.

На крупных предприятиях и корпорациях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.

Финансовая дирекция имеет свою структуру, которая определяет свою функцию и несет ответственность в:
- обеспечении финансирования хозяйственной деятельности предприятия, корпорации;
- разработке финансовой программы развития хозяйствующего субъекта;
- разработке инвестиционной политики;
- определении кредитной политики;
- установлении смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия, корпорации;
- финансовом планировании, участии в составлении бизнес-планов;
- осуществлении расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;
- обеспечении страхования от финансовых рисков;
- проведении залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;
- анализе финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;
- ведении финансового учета, составлении бухгалтерского баланса и других финансовых операциях.

В зависимости от размеров предприятия, корпорации и поставленных целей, перечисленные функции могут детализироваться или расширяться. Например, инвестиционная политика может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другого предприятия, корпорации или выпуском собственных акций, средства от размещения которых должны быть использованы наилучшим способом.

Финансовый менеджмент — это система управления механизмом движения денежных потоков корпораций с целью эффективного использования всех средств.

Финансовый менеджмент включает соответствующие элементы управления: информацию, планирование, прогнозирование, организацию, регулирование, контроль. Условием осуществления финансового менеджмента является наличие рыночной среды, которая позволяет вести предпринимательскую деятельность на началах коммерческого расчета при свободной системе цен, функционировании, наряду с рынком товаров и услуг, рынком труда, капиталов, средств производства, законодательной регламентации государственного регулирования деятельности предприятий. Таким образом, рамки финансового менеджмента предприятий, корпораций определяются рыночными факторами, что отличает его от общих условий управления финансами, в отдельных звеньях которых могут преобладать административные элементы воздействия управляющих субъектов на управляемые объекты.

Здесь же хочется добавить, что финансисты хозяйствующих субъектов не имеют кривить душой, скрывать малейшие недостатки на любом участке хозяйственной жизни. Они обязаны правильно оценивать складывающуюся перспективу экономического развития, трезво анализировать имеющиеся данные и своевременно информировать руководство о происходящем, внося научно обоснованные и технически квалифицированные предложения. Финансы, как живой организм позволяет очень четко чувствовать и чутко реагировать на любые перемены в повседневной жизни, используя деньги и прочие стоимостные категории и механизмы, финансовые и банковские учреждения, помогая хозяйствующим субъектам, вместе являются оперативными инструментами для разрешения насущных экономических проблем, приумножая при этом экономическую мощь страны.

Теперь рассмотрим вопрос создания мелкого предприятия.

Формирование собственного капитала.

Функционирование в качестве мелкого предприятия (на этом этапе остаются многие фирмы).

Получение финансовых кредитов:
- у обычных банков;
- у специализированных банков;
- по результатам хозяйственных операций;
- под залог активов.

Укрупнение предприятия, привлечение внешних инвесторов.

Вовлечение в бизнес капиталов "Пассивных" партнеров.

Привлечение венчурного капитала:
- выпуск привилегированных акций;
- использование венчурного капитала для выкупа части компаний ее руководством;
- связывая с предприятием свою жизнь, полностью отвечает за служащих;
- акцент на "живое" руководство реальными людьми.

Как видно, процесс принятия решения в крупных корпорациях резко отличается от процессов принятия решений на мелких предприятиях.

Крупные предприятия скрывают свои реальные цели как во время переговоров, так и в дальнейшем, в то время как предприниматель не скрывает своих целей.

Процесс принятия решений внешними инвесторами на предприятии осуществляется на основе научных моделей, формальных методов анализа и строго определенных процедур. И в противоположность этому: предприниматели чаще всего знают, что следует делать и как будут идти дела, исходя из ситуации.

Все необходимые формальные процедуры используются корпорациями в среднесрочном планировании, а также при составлении бюджетов на каждый год. В то же время предприниматель привык ориентироваться на свою интуицию. Именно интуиция позволяет ему быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, новые осложнения или возможности.

Далее, если провести сравнение некоторых установок и методов руководства, то видно различие оценки между крупными корпорациями и предпринимателями.

Так внешние инвесторы рассматривают мелкое предприятие, в которое они вкладывают средства, как временный объект капиталовложений. Для них важно, чтобы инвестиции вписывались в общую финансовую стратегию корпорации.

В центре внимания крупных корпораций находятся финансы и имущество предприятия. От работников требуются определенные технические и управленческие навыки, позволяющие грамотно проводить анализ финансового состояния и распоряжение имуществом. Деятельность же предпринимателя, наоборот, персонализирована: он управляет конкретными живыми людьми.

Корпорации постепенно создают свою культуру. Сильные руководители оказывают значительное влияние на культуру своих компаний. Руководство корпорации делает все возможное, что-бы создать культуру производства, повысить интерес к работе, сделать труд эффективным.

Когда предприятие успешно минует фазу основания и имеет отличные перспективы роста, главным становится соответствие его управленческих способностей потребностям развития компании.

Различия в культуре не должны мешать взаимодействию партнеров: обе стороны нужны друг другу, и от успеха их сотрудничества в значительной степени зависит экономический прогресс.

Итак, предприниматель вкладывает свои собственные средства и время в предприятие, которое он создает или покупает с помощью или без помощи партнеров; он является новатором, создает нечто новое в технике, производственных процессах или в методах сбыта, стремится к расширению своего дела и увеличению прибыли.

Предпринимателя характеризуют такие качества, как целеустремленность, вера в свою мечту, преданность своей идее, наконец, талант новатора, связанный с предпринимательством. Бывают мотивы, такие как желание оставить память о себе и достичь признания в обществе, помочь ему, сделать свое и получить удовлетворение от созидания какого-то нововведения. Как правило, в предпринимательство приходят разные люди, это:
- люди скромного происхождения, образованные, которые хотят найти применение своим знаниям;
- дети богатых семей, которые хотят распоряжаться средствами семьи, а также предпринимателей, которым любовь к бизнесу передается по наследству;
- работающие или неработающие менеджеры, желающие распрощаться с жизнью наемных работников.

Предприниматели бывают стремящиеся к единоличному руководству, другие - работающие с партнерами. Первые - обычно бывают самонадеянными, а вторые - такими качествами не обладают. Многие предпочтение отдают коллективному труду. В тех и в других случаях следует проявить предпринимательские качества, чтобы дело шло нормально, приумножая свое богатство и передавая его из поколения в поколение.

Источник: 
К.К.Жуйриков, С.Р.Раимов., Корпоративные финансы
Темы: