Противоречия между развитыми странами

Почти 3/4 всего экспорта развитых стран предназначено для развитых стран. Иными словами, страны этой группы торгуют преимущественно друг с другом. В частности, в 2000 г. США и Канада направляли в развитые страны 65% своего экспорта, Япония — 49%, а страны Западной Европы (ЕС плюс Швейцария, Норвегия и Исландия) — 80%'. При этом обнаруживается тенденция усиления роли внутрирегиональной торговли, когда внешнеторговые поставки не выходят за пределы одного региона (Западно-Европейского, Северо-Американского, Азиатско-Тихоокеанского).


Причина этого феномена кроется в скрытом росте протекционистских настроений правящих кругов развитых государств. Идеология либерализации экономического сотрудничества, проповедуемая развитыми странами, входит в противоречие с реальными мерами, принимаемыми ими в своей внешнеэкономической политике и по сути направленными на ограничение притока товаров с относительно высокой долей добавленной стоимости (по сравнению с сырьем).

Дальше всех в этом направлении продвинулись США. В арсенал применяемых ими средств входят тарифные и различные нетарифные барьеры. Мало того, что в США все еще сохраняется значительное количество таможенных пошлин на ввоз разных товаров, они еще и применяются избирательно: например, таможенные тарифы на изделия из керамики и стекла из Мексики в соответствии с соглашением НАФТА постепенно отменяются, а для аналогичных товаров из ЕС — нет. В отношении некоторых сельскохозяйственных товаров, импортируемых из ЕС, США используют тарифные квоты. Нетарифные ограничения, используемые США против ЕС, состоят в следующем: требование предоставления дополнительного счета-фактуры на отдельные товары, непризнание европейского сертификата происхождения, запрет ввоза некоторых продуктов (например, изделий из непастеризованного молока), расхождения в стандартах, требование дополнительной маркировки и описания товаров и т.п. Евросоюз принимает ответные меры: устанавливает количественные квоты по некоторым товарам, запрещает импорт из США отдельных товаров (в частности, генетически модифицированых) и т.д.

Япония также устанавливает заградительные барьеры перед импортом из развитых стран: длительную процедуру получения разрешения на ввоз; необходимость одобрения со стороны союзов (ассоциаций, федераций и т.п.) национальных производителей аналогичных товаров и т.д. Проникновение иностранных товаров в страну настолько затруднено, что США в 1990-х годах даже заключили ряд соглашений с Японией по расширению экспорта американских товаров в Японию (автомобилей, листового стекла, компьютерной техники, полупроводников и др.). Однако они носят формальный характер и практически не выполняются.

Темы: Государство
Источник: Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Материалы по теме
Формы и методы контроля самоуправления со стороны органов государственной власти
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Функции государственного кредита
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Конституционный статус личности в РФ
Якушев А.В., Теория государства и права
Индия и Китай в древности
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Проблема сбалансированности госбюджета
А.С.Булатов, Экономика
Функции правового государства
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Государство как рыночный субъект
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Социальные трансферты и политика государства
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Оставить комментарий