Правовая основа ЕС

Высшее место в иерархии права ЕС занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование Союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран — участниц ЕС и подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.

Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.

  • Регламенты по своему статусу главенствуют над национальными законами стран — членов ЕС и приобретают на их территории силу закона.
  • Директивы — законодательные акты, содержащие общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран — членов ЕС.
  • Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеют определенное юридическое значение.
  • Рекомендации и мнения не являются обязательными к исполнению.


В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран — членов ЕС, он в тоже время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а, наоборот, обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.

В области внешнеторговой, аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС) законодательные акты Европейского союза заменяют национальные законы.

Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность:

  • вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
  • заключать договоры о «добровольных ограничениях экспорта», и прежде всего с теми странами, где очень низки цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (например, Япония, Южная Корея);
  • сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями. Комиссия ЕС всегда действует в интересах защиты единого рынка. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность — субъектами системы права являются не только государства — члены ЕС, но и их граждане.
Темы: Право
Источник: А.С.Булатов, Экономика
Материалы по теме
Сущность правонарушения, его социальная природа и состав
Общая теория права и государства, под ред Лазарева, Учебник, 2001 3-е изд
Классификация административно-правовых норм
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Социологическая юриспруденция
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Правовое регулирование экономики
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Правовое регулирование и правовое воздействие
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
В. С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Право и экономика в философии
Поздняков Э. А. - Философия государства и права - 2016
Оставить комментарий