Высшее место в иерархии права ЕС занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование Союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран — участниц ЕС и подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.
Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.
- Регламенты по своему статусу главенствуют над национальными законами стран — членов ЕС и приобретают на их территории силу закона.
- Директивы — законодательные акты, содержащие общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран — членов ЕС.
- Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеют определенное юридическое значение.
- Рекомендации и мнения не являются обязательными к исполнению.
В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран — членов ЕС, он в тоже время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а, наоборот, обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.
В области внешнеторговой, аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС) законодательные акты Европейского союза заменяют национальные законы.
Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность:
- вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
- заключать договоры о «добровольных ограничениях экспорта», и прежде всего с теми странами, где очень низки цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (например, Япония, Южная Корея);
- сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями. Комиссия ЕС всегда действует в интересах защиты единого рынка. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность — субъектами системы права являются не только государства — члены ЕС, но и их граждане.