Рост рынка корпоративных ценных бумаг находит отражение в непрерывно увеличивающихся масштабах вывоза за рубеж прямых инвестиций, темпы роста которых существенно опережают темпы роста мирового ВВП и мирового экспорта. То есть на базе прямых инвестиций происходит формирование зарубежного производства, объединяющего экономики разных стран более тесными связями, чем это делает торговля.
По данным ежегодного доклада по прямым иностранным инвестициям Конференции Организации объединенных наций по торговле и развитию ЮНКТАД (World Investment Report), общая сумма прямых иностранных инвестиций, сократившись в 2001 г. на 40%, в 2002 г. уменьшились еще на 21% и составила лишь половину общего объема 2000 г. — 651 млрд долл.
Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 1970 г. составил 13 млрд долл. США. В 1980 г. объем прямых инвестиций за рубежом достиг 450 млрд долл. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн долл. В 2002 суммарный объем ввезенных ПИИ составил 7,123 трлн долл.
К важнейшим тенденциям мирового инвестиционного процесса относится рост масштабов межстрановых слияний и поглощений, включая поглощение иностранными инвесторами приватизируемых государственных предприятий. Именно слияния и поглощения (а не инвестиции в создание новых предприятий) составляли 80% ПИИ.
В 2001—2002 гг. снижение экономической активности в мире и обвал на фондовых биржах сказались и на объемах слияний и поглощений. Если в 2000 г. на них приходилось 1,1 трлн долл., то в 2001 г. — 594 млрд долл., а в 2002 г. — 370 млрд долл., т.е. доля слияний и поглощений в ПИИ снизилась до 56,8%'. Средняя стоимость слияний также сократилась со 145 млн долл. в 2000 г. до 98 млн долл. в 2001 г. и 82 млн долл. в 2002 г. В то же время число сверхкрупных сделок (стоимостью более 1 млрд долл.) снизилось со 175 в 2000 г. до 113 в 2001 г. и до 81 в 2002 г. Снижение темпов реструктуризации компаний и замедление темпов приватизации еще более усилило негативное влияние на слияния и поглощения.
Рынок слияний и поглощений преимущественно охватывает развитые страны и в значительно меньшей степени — развивающиеся и постсоциалистические государства, где ведущим способом развития продолжают выступать инвестиции в создание новых предприятий.
Падение объемов ПИИ не сильно отразилось на географической структуре их потоков (табл. 15.1). Как и прежде, 87,2% капитала вывозится промышленно развитыми странами, на которые также приходится 64,5% притока ПИИ. Если США уже который год подряд демонстрируют балансирование на нулевой грани между притоком и оттоком, то страны ЕС уверенно сохраняют за собой звание «нетто-экспортеров» капитала.
Концентрация инвестиционного капитала в развитых странах объясняется не только историческими связями, наличием благоприятного инвестиционного режима, значительной емкостью и перспективами роста рынка. Большое значение для иностранных инвесторов имеет наличие в этих странах развитой инфраструктуры, лояльное отношение к иностранному капиталу, предпринимательская этика, активная инновационная деятельность и пр.
Усилился интерес к развивающимся странам: приток иностранных инвестиций значительно увеличился, что способствовало росту относительной доли развивающихся стран в общеы объеме накопленных зарубежных инвестиций. Эти процессы в значительной степени связаны с тем, что многие развивающиеся страны осуществили меры по либерализации инвестиционной сферы. В то же время еще более проявилась тенденция к концентрации зарубежных инвестиций на небольшом круге наиболее развитых из этих стран. Около 70% прямых иностранных инвестиций, направляемых в развивающиеся страны, приходится на долю 10 крупнейших стран. В то же время на 48 стран Африки южнее Сахары приходится всего около 3% зарубежных инвестиций в развивающихся странах, хотя и в этом регионе политика иностранных инвесторов становится все более дифференцированной.
Движение капитала идет не только из развитых стран в развивающиеся, но и наоборот, хотя все еще масштабы движения инвестиций из развивающихся стран в развитые незначительны. Вместе с тем в качестве последних тенденций в этой области следует отметить возникновение новых видов инвестиционных операций развивающихся стран на рынках развитых стран.
Новой сферой приложения капитала стали страны с переходной экономикой. Соотношение оттока и притока в страны Восточной Европы составляет 1:6,5. В эти страны иностранные инвесторы начали вкладывать капиталы в основном в первой половине 1990-х годов. Пока страны Центральной и Восточной Европы, включая Россию, занимают весьма скромное место в международном инвестиционном процессе. К тому же большая часть иностранных инвестиций в этом регионе сосредоточена в небольшой группе государств, а именно в России, Казахстане, Польше. Низкая активность иностранного капитала в странах с переходной экономикой объясняется, в частности, недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, незавершенностью рыночных преобразований в экономике, законодательной базой, не обеспечивающей эффективную защиту интересов инвесторов.
В отличие от ряда стран, успешно конкурирующих за привлечение ресурсов международного инвестиционного рынка, России пока не удалось использовать иностранные инвестиции для трансформационных сдвигов в экономике. Данные статистики платежного баланса России о масштабах инвестиционных потоков, характеризующие инвестиционную позицию страны на международном рынке инвестиций, свидетельствуют о том, что в целом (по сумме прямых, портфельных и прочих инвестиций) Россия выступала нет-то-экспортером инвестиций. Вывоз инвестиций не компенсировал их ввоза, что оказывало негативное воздействие на экономику страны, характеризующуюся явной недостаточностью инвестиционных ресурсов.
Переломить сложившуюся тенденцию удалось к 2003 г. благодаря обеспечению устойчивого экономического роста, разработке и реализации правовых и экономических мер, повышающих инвестиционную привлекательность экономики России. Повышение Россией суверенного рейтинга до инвестиционного уровня снимает перед иностранными институциональными инвесторами ограничения по выходу на российский рынок и расширяет доступ российским эмитентам на международный инвестиционный рынок.
За последнее десятилетие наметились изменения и в отраслевой структуре прямых инвестиций за рубежом. Если в 1960-е годы преобладали инвестиции в сырьевые отрасли иностранных государств, главным образом в нефтепереработку, в 1970-е—1980-е годы — в отрасли обрабатывающей промышленности, то в 1990-е годы большую часть инвестиций (60%) стали вкладывать в сферу услуг.
На втором месте по объему прямых иностранных инвестиций находится обрабатывающая промышленность — около 27% общего объема иностранных инвестиций. Их основная часть вложена в высокотехнологичные отрасли иностранных государств, такие, как электронная и электротехническая, химическая промышленность, производство транспортного машиностроения, промышленное машиностроение и оборудование. Главная сфера приложения иностранного капитала — обрабатывающая промышленность развитых стран. Их доля R этой области приложения иностранного капитала постепенно возрастает и уже составляет 72%. Одновременно сокращается доля развивающихся стран.
Инвестиции в добывающие отрасли экономики иностранных государств в последние два десятилетия резко сократились, за исключением нефтяной промышленности.
На международном инвестиционном рынке возникают новые, так называемые «договорные» формы инвестиций: договоры об обслуживании и управлении, договоры целевого долгосрочного займа, связанного с капиталовложениями, соглашения о франшизе, лицензионные договоры, договоры о финансовой аренде (лизинге), соглашения о разделе продукции. Эти операции не предусматривают передачи нерезиденту права собственности, чем отличаются от традиционно рассматриваемых категорий прямых и портфельных инвестиций, однако они дают право на систематическое получение дохода (ройялти, ренталса и др.). Сеульская конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций относит «договорные» формы инвестиций к прямым инвестициям на том основании, что доход инвестора при их осуществлении напрямую зависит от производственных показателей предприятия,