Требования к оформлению управленческих решений

Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях, либо переданы вербальным путем (например, устные распоряжения).

Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • уровень иерархии, нормативно-методического обеспечения - международное сообщество, страна, регион (республика, край, область), город, село, фирма;
  • правовой статус документа - обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т. п.);
  • содержание документа - технические (инвестиционные проекты, конструкторско-технологическая документация, методики и т. п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т.п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т.п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы - цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), основание для разработки, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Во всех документах должен быть раздел "Основные положения" и в большинстве — "Информационное обеспечение".
Примерное содержание раздела "Основные положения":

  • основание для разработки;
  • актуальность (с точки зрения положения дел в мире, стране, на фирме в данной области);
  • назначение документа;
  • основные термины и определения;
  • область применения документа (кому предназначен);
  • органы, контролирующие применение документа;
  • ответственность за несоблюдение требований документа.

Примерное содержание раздела "Информационное обеспечение":

  • классификация информации, используемой при применении документа;
  • требования к информации;
  • источники получения информации;
  • технология и технические средства получения (сбора), обработки, передачи, накопления и использования информации.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям качества:

  1. комплексность документа, т.е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправленность документа;
  2. степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и др. вопросам;
  3. степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;
  4. количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);
  5. количество примененных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомендуется применять при разработке объекта, то это требование должно быть зафиксировано четко в документе;
  6. экономическая обоснованность управленческих решений;
  7. повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;
  8. степень апробированности документа в научных кругах, федеральных и региональных органах управления, на практике;
  9. имидж организаций - разработчиков документа и квалификация его разработчиков;
  10. органы, согласовавшие и утвердившие документ;
  11. степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, наглядность.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Одним из условий качественного оформления управленческого решения в соответствующем документе является обеспечение высокого качества межотраслевой документации, оформленной в виде государственных стандартов Российской федерации. В настоящее время действуют более 20 систем документов:

  • Государственная система стандартизации (ГСС);
  • Единая система конструкторской документации (ЕСКД);
  • Единая система технологической документации (ЕСТД);
  • Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);
  • Единая система обеспечения единства измерений (ГСН);
  • Система стандартов безопасности труда (ССБТ);
  • Разработка и постановка продукции на производство (СРПП);
  • Государственная система "Надежность в технике"
  • Системы качества (СК);
  • Система сертификации и др.

При разработке этих систем были учтены требования международных стандартов и рекомендаций ИСО (Международной организации по стандартизации), МЭК (Международной электротехнической комиссии) и др. организаций.

Ключевые слова: Управление, Решения
Источник: Фатхутдинов Р.А. - Разработка управленческого решения
Материалы по теме
Классификация управленческих решений
Менеджмент. Учебное пособие
Управленческое решение и его особенности
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Оценка эффективности управленческих решений
Менеджмент. Учебное пособие
Принципы обоснования управленческих решений
Менеджмент. Учебное пособие
Процесс принятия управленческих решений
Корпоративный менеджмент
Понятие управленческого решения
Менеджмент. Учебное пособие
Принятие управленческих решений
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Основы принятия управленческого решения
...
Оставить комментарий