Сущность и принципы планирования

Планирование — это функция управления, включающая следующий комплекс работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработку плана; реализацию плана. Планы по содержанию могут быть проблемными, комплексными или локальными; стратегическими, тактическими (как правило, годовыми) или оперативными.

Наиболее сложным направлением развития экономики является развитие на основе активизации инновационной деятельности, характеризующейся большой неопределенностью.

Соответственно и планирование для этих условий будет наиболее сложным, а задачи планирования — наиболее трудно осуществимыми. Приведем основные задачи планирования деятельности производственной системы (фирмы):
1) выбор оптимальной стратегии фирмы: на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
2) обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
3) формирование оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций с применением научных подходов;
4) структуризация целей инновационной деятельности;
5) комплексное обеспечение выполнения планов;
6) формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
7) координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;
8) стимулирование выполнения планов.

Основные принципы планирования состоят из:
а) преемственность стратегического и тактического планов;
б) социальная ориентация плана;
в) ранжирование объектов планирования по их важности;
г) адекватность плановых показателей;
д) согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления;
е) вариантность плана;
ж) сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям);
з) экономическая обоснованность плана;
и) автоматизация системы планирования;
к) обеспечение обратной связи системы планирования.

Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов планирования. Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии фирмы. Число плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегии фирмы. Чем меньше горизонт планирования, тем больше число плановых показателей. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии фирмы, они могут быть только более жесткими и выгодными фирме в текущий момент.

Социальная ориентация плана предусматривает (наряду с техническими и экономическими проблемами) решение проблем обеспечения соответствия международным требованиям по экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также показателей социального развития коллектива в соответствии с требованиями международного стандарта SA 8000.

Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы. При разном уровне конкурентоспособности товаров приоритеты распределения ресурсов определяются по методике, изложенной в учебнике автора «Стратегический менеджмент».

Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением числа учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.

Согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления устанавливается с помощью анализа динамики факторов внешней среды и исследования влияния этих факторов на плановые показатели.

Вариантность плана связана с разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего достижение запланированной цели с наименьшими затратами.

Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям предусматривается создание резерва.

Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов. Подробно этот принцип планирования рассматривается в учебнике автора «Управленческие решения».

Автоматизация системы планирования — один из способов планирования, требующих применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования в соответствии с принципами информационной технологии CALS, оперативную обработку, надежное хранение и передачу информации.

Принцип планирования — обеспечение обратной связи системы планирования — предполагает возможность для исполнителя плана (выход системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) плана его разработчику.

Применять все рассмотренные принципы очень трудно. Это под силу только крупным фирмам, имеющим квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому количество применяемых принципов определяется сложностью и количеством выпускаемых товаров и оказываемых услуг, имиджем и устойчивостью фирмы. Отметим, что в условиях жесткой конкуренции наблюдаются следующие тенденции в планировании: сокращение продолжительности разработки планов, повышение их обоснованности и качества, применение современных информационных технологий (например, CALS), опора на результаты стратегического маркетинга.