Двухмерная модель развития группы

Б. Такмен предложил двухмерную модель развития группы: первый фактор ― деловая активность (решение групповой задачи), второй ― межличностный (развитие групповой структуры).

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:

  1. стадию ориентировки в задаче, т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
  2. стадию эмоционального ответа на требования задачи, состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений и предписаний последней;
  3. стадию открытого обмена релевантными интерпретациями, на которой активизируется информационный обмен, позволяющий членам группы глубже изучить намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;
  4. стадию принятия решений, состоящую из конструктивных попыток успешного решения задачи.

К сфере межличностных отношений относятся следующие стадии:

  1. стадия проверки и зависимости предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения;
  2. стадия внутреннего конфликта, ее основная особенность ― нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
  3. стадия развития групповой сплоченности ― достижение постепенной гармонизации отношений, устранение межличностных конфликтов;
  4. стадия функционально-ролевой соотнесенности, в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся своеобразным «резонатором», посредством которого проигрывается групповая задача.

Группа имеет определенные интегральные стадии развития:

  • Forming (формирование ― первичное, поверхностное знакомство),
  • Storming (штормление ― конфликтное формирование иерархии статусов членов группы),
  • Norming (нормализация ― разработка норм группового взаимодействия),
  • Performing (исполнение, суть которого в более или менее слаженном функционировании группы и взаимодействии ее членов).

Сразу стоит отметить, что данная схема не относится к более поздним стадиям существования группы, на которых может наблюдаться ее стагнация и прекращение функционирования.

Как видно из рассмотренной модели, становление лидерства является ключевым моментом формирования группы. Сначала оно осуществляется в самовыдвижении кандидатов на лидерство, затем ― в конфронтации между претендентами на лидерство и остальными членами группы, а также между самими претендентами, и наконец ― в оформлении лидерских позиций. С завершением этого процесса обычно связывают значительное повышение эффективности деятельности группы в целом по направлениям реализации групповых целей.

Многие проблемы группы могут быть объяснены исходя из этапов ее развития. Тоже в видоизмененной форме относится и к функционированию любой организации. Одно из отличий состоит в том, что в организации большинство подразделений уже прошло начальные стадии своего накопления. Поэтому чаще происходят процессы включения в группу новых членов, нередко сопровождающиеся проверкой обоснованности их претензий на лидерство.

Если соотнести группу с процессом членства в ней человека, можно получить следующую схему. Перед вхождением в группу происходит ее исследование, затем ― вхождение, социализация (освоение ее норм и ценностей), принятие норм, постепенное отторжение норм, ресоциализация, выход из группы. И, наконец, наступает стадия реминисценций (воспоминаний).

Ключевые слова: Развитие, Группа
Источник: Модели и методы управления персоналом
Материалы по теме
Сущность, содержание, основные причины групповых конфликтов
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Управление внутригрупповыми и межгрупповыми конфликтами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Групповая готовность управленческой команды к деятельности в кризисных ситуациях
...
Условия формирования групп подростков
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Возникновение группового тестирования
...
Понятие малой социальной группы, социометрическая структура группы
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Понятие первичной группы
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Межличностное общение в социальной группе
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий