Процесс развития группы

Б. Такмен предложил двухфакторную модель развития группы: первый фактор ― деловая активность (решение групповой задачи), второй ― межличностный (развитие групповой структуры).

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:
1) стадию ориентировки в задаче, т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
2) стадию эмоционального ответа на требования задачи, состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений и предписаний последней;
3) стадию открытого обмена релевантными интерпретациями, на которой активизируется информационный обмен, позволяющий членам группы глубже изучить намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;
4) стадию принятия решений, состоящую из конструктивных попыток успешного решения задачи.

К сфере межличностных отношений относятся следующие стадии:
1. стадия проверки и зависимости предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения;
2. стадия внутреннего конфликта, ее основная особенность ― нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
3. стадия развития групповой сплоченности ― достижение постепенной гармонизации отношений, устранение межличностных конфликтов;
4. стадия функционально-ролевой соотнесенности, в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся своеобразным «резонатором», посредством которого проигрывается групповая задача.

Группа имеет определенные интегральные стадии развития:
• Forming (формирование ― первичное, поверхностное знакомство),
• Storming (штормление ― конфликтное формирование иерархии статусов членов группы),
• Norming (нормализация ― разработка норм группового взаимодействия),
• Performing (исполнение, суть которого в более или менее слаженном функционировании группы и взаимодействии ее членов).

Сразу стоит отметить, что данная схема не относится к более поздним стадиям существования группы, на которых может наблюдаться ее стагнация и прекращение функционирования.

Как видно из рассмотренной модели, становление лидерства является ключевым моментом формирования группы. Сначала оно осуществляется в самовыдвижении кандидатов на лидерство, затем ― в конфронтации между претендентами на лидерство и остальными членами группы, а также между самими претендентами, и наконец ― в оформлении лидерских позиций. С завершением этого процесса обычно связывают значительное повышение эффективности деятельности группы в целом по направлениям реализации групповых целей.

Многие проблемы группы могут быть объяснены исходя из этапов ее развития. Тоже в видоизмененной форме относится и к функционированию любой организации. Одно из отличий состоит в том, что в организации большинство подразделений уже прошло начальные стадии своего накопления. Поэтому чаще происходят процессы включения в группу новых членов, нередко сопровождающиеся проверкой обоснованности их претензий на лидерство.

Если соотнести группу с процессом членства в ней человека, можно получить следующую схему. Перед вхождением в группу происходит ее исследование, затем ― вхождение, социализация (освоение ее норм и ценностей), принятие норм, постепенное отторжение норм, ресоциализация, выход из группы. И, наконец, наступает стадия реминисценций (воспоминаний).

Источник: 
Модели и методы управления персоналом