Понятие корпорации

В общем смысле понятие корпорации - это объединение физических или юридических лиц, связанных единой целью (чаще всего - извлечение экономической выгоды или защита интересов), которое может иметь, а может и не иметь статуса юридического лица (в ГКРФ упоминание о корпорации отсутствует).

Это самостоятельный организм, порожденный человеком, но вышедший из-под его контроля.

Исторически первой ипостасью корпорации было замкнутое объединение лиц определенной профессии (купцов, ремесленников) и их капиталов для осуществления какой-то общественно-полезной деятельности. Такому объединению свойственны: обособленность, ограничение доступа посторонних лиц, максимальная централизация, автономность руководства, противопоставление себя другим социальным общностям на основе узко понимаемых корпоративных интересов. В Индии корпорации имели форму каст, в Европе - цехов и гильдий, в России и СССР - государственных институтов.

Затем корпорация стала рассматриваться в чисто экономическом смысле как форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, обладание юридическим статусом и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму.

Таким образом, в экономическом смысле корпорация - хозяйствующий субъект, основанный на коллективной собственности физических и юридических лиц, которая отделена от управления, осуществляемого централизованно специальным субъектом.

Первоначально речь шла традиционных объединениях вкладчиков (акционеров), имеющих организационно-правовую форму товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, открытых (чаще всего) и закрытых акционерных обществ (в наибольшей степени признакам корпорации отвечает общество).

Однако сегодня корпорации рассматриваются более широко - как бизнес-группы, то есть объединения нескольких юридических лиц (акционерных обществ), включающих в себя финансовые, производственно-торговые и управленческие звенья и пр. Их целью является разработка общей политики и стратегии, интеграции производства, объединение усилий в области НИОКР, инвестиций, повышение конкурентоспособности, устойчивое развитие интеграционных связей.

Хотя бы часть участников такого объединения должны быть коммерческими организациями, действующими во имя прибыли, связанными между собой экономическими отношениями, более жесткими, чем рыночные (в результате в отдельных аспектах объединение выступает как единое целое), а их деятельность координироваться центром принятия решений (юридическое лицо, группа физических лиц).

Благодаря объединению субъектов, заинтересованных друг в друге, и их ресурсов, корпорация как форма организации совместной деятельности обеспечивает возможность сохранения и развития социальной общности.

Основой формирования корпоративного объединения является право частной собственности у физических и юридических лиц, дающее возможность добровольно и свободно распоряжаться имуществом в денежной и натуральной форме.

Таким образом, корпорация есть социально-экономическая система, интегрирующая субъектов и средства их деятельности на основе личной унии, слияний и поглощений, учредительства, договоров и пр., отличающаяся от тех подсистем, которые она объединяет.

Корпорация может осуществлять свою деятельность в одной сфере, или быть диверсифицированной. Диверсифицированная корпорация - интегрированная предпринимательская структура, в которой в рамках общей стратегии, единого финансового и информационного потока действует горизонтально интегрированная совокупность технологических цепочек по производству товаров и услуг.

На Западе выделяют три формы организации корпорации.

  1. Публичная корпорация осуществляет эмиссию и свободное размещение своих акций. Это позволяет достичь высокого уровня капитализации, привлекать значительные средства.
  2. Интегрированная промышленная группа как объединение хозяйствующих субъектов, основанное на централизованном управлении со стороны головной компании при условии, что она владеет имуществом участников или совместная деятельность ведется в рамках заключенных договоров. В интегрированной группе всегда имеется центр принятия решений.
  3. Корпорация партнерства - альянс и партнерство крупных собственников, в том числе и государства.

В США корпорации делятся на 4 группы:

  • публичные (public) - государственные и муниципальные органы, иные подразделения государственного аппарата;
  • полупубличные (quasipublic), принадлежащие государству, существующие на деньги налогоплательщиков и удовлетворяющие общие потребности населения (в сфере обороны, железнодорожных перевозок, водного транспорта, инфраструктуры);
  • непредпринимательские (non-profit), к которым относятся религиозные организации, университеты, школы, благотворительные фонды;
  • предпринимательские (business) примерно эквивалентные отечественным ОАО.

В Великобритании корпорация определяется как юридическое лицо, за которым может стоять, как отдельный субъект, так и группа. Торговые корпорации именуются компаниями и подразделяются на публичные (аналог ОАО) и частные (аналог ЗАО).

По континентальной системе права корпорация - коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединении капиталов, осуществляющая какую-либо полезную деятельность.

Континентальное право относит к корпорациям помимо ОАО различные виды предпринимательских организаций товарищества, кооперативы, коллективные государственные предприятия, неприбыльные учреждения в социальной сфере, объединения предпринимателей (ассоциации и пр.). В законодательных актах большинства государств термин корпорация не употребляется.

В России корпорацией сегодня называется любое акционерное общество, которое может состоять из разнородных субъектов и даже не иметь единых стандартов внутреннего управления. Преобладают мелкие корпорации с распыленной среди акционеров собственностью.

Особенностями классической корпорации как социальной системы (объединения), наиболее развитой формой предпринимательской организации являются:

  • владение собственностью (акционерной, паевой); -обладание правом юридического лица, способность выступать в гражданском обороте;
  • ограниченная ответственность каждого участника за все, что происходит в корпорации;
  • обособленность, независимость от внешних субъектов, противопоставление себя окружению; самостоятельность как юридического лица;
  • существование собственных интересов, не совпадающих с интересами участников (собственников, менеджеров, работников);
  • коммерческий характер деятельности;
  • объединение участников через их разделение и согласование их интересов (при примате над ними интересов корпорации) с помощью центрального органа на основе имущественного контроля или договора;

На вопрос, чьи интересы обслуживает корпорация, существует несколько точек зрения.
1. Интересы увеличения доходов собственников корпорации или (и) ее стоимости (финансовый подход). В основе функционирования российских корпораций лежит реализация частной выгоды группы лиц, контролирующих компании.
2. Интересы собственного развития, в котором, прежде всего, заинтересованы высшие менеджеры, ибо оно одновременно повышает их престиж, имидж и пр.
3. Интересы общественного благосостояния, которое может совпадать с интересами собственников (максимизацией прибыли). Эта позиция стала развиваться с 1990-х гг.
4. Интересы акционеров, высшего менеджмента, работников, местных властей, кредиторов:

  • функционирование в соответствии с собственными закономерностями;
  • четкое разграничение собственности и управления;
  • наличие центральных самостоятельных управленческих структур (в соответствии с этим корпорацию нельзя на сущностном уровне отождествлять с акционерным обществом), осуществляющих централизованное управление и контроль над распределением ресурсов;
  • исключение внутренней конкуренции, поддержка слабых и ограничение сильных элементов;
  • принятие решений по принципу большинства или старшинства, изгнание меньшинства, популизм руководства для задабривания большинства.

Таким образом, корпорация есть коммерческая организация, имеющая статус юридического лица в результате государственной регистрации, основанная, прежде всего, на объединенных капиталах, для осуществления определенной социально-полезной деятельности, в которой собственность отделена от управления.

На Западе компания, отвечающая признакам корпорации, представляет собой сложный по структуре высоко диверсифицированный имущественный комплекс, объединяющий нескольких субъектов, в том числе за рубежом, с численностью сотрудников головной фирмы не менее 1000 человек.

Все участники обладают соответствующим корпоративным статусом, представляющим собой набор прав, которыми они наделены, и обязанностей, которые должны выполнять в соответствии с целями и задачами корпорации. Этот статус должен быть согласован с их юридическим статусом.

Развитая корпорация является системой различных (минимум - пяти) и не всегда взаимоувязанных отдельных направлений деятельности (эизнесов). В ней не ясно очерчены границы и может часто меняться элементный состав.

Российская АФК Система, образованная в 1993 г., владеет и управляет активами в 12 направлениях:

  • телекоммуникации (Телеком);
  • электроника (концерн «Научный центр);
  • страхование (РОСНО);
  • радиотехника;
  • недвижимость и строительство;
  • нефть)
  • торговля (Детский Мир);
  • финансы;
  • масс-медиа;
  • туризм (Интурист);
  • спорт;
  • медицина.

Корпорация осуществляет предпринимательскую и эмиссионную деятельность (вклад в ВВП соответствующей страны 0,5-1%;), котирует свои акции на бирже. Доля экспортных хозяйственных операций в выручке составляет не менее 30%.

В США основу промышленной системы составляют примерно 100 многоотраслевых корпораций, являющихся, по сути, высоко интегрированными ФПГ. На их долю приходится 55-60% ВВП страны, 45% рабочей силы, 60% инвестиций.

В 200 крупнейших корпорациях сосредоточена большая часть экономического потенциала мира.

Передовая корпорация соблюдает кодекс корпоративного поведения, характеризуется финансовой и информационной открытостью, ведет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с мировыми требованиями, позволяющую представить ее работу в целом.

Корпорации, обладающие статусом юридического лица, являются самостоятельными субъектами гражданского права, ведущими независимое от участников, а, поэтому, бессрочное существование, которое может быть прекращено только по их решению, или решению суда, обеспечиваемое свободной передачей акций. Они сами несут ответственность по своим обязательствам в пределах имеющегося имущества.

Корпорация представляет собой образование системного характера, обладающее сложной структурой, имеющей множество «срезов».
1. Организационно-правовая структура в виде упорядоченной совокупности входящих в объединение юридических лиц, обладающих определенным статусом и организационно-правовой формой).
2. Общая структура в виде взаимосвязанного набора подразделений, осуществляющих соответствующие виды производственной, коммерческой, исследовательской, инфраструктурной и иной деятельности.

Юридические лица участники корпорации наделяются законодательством определенными правами и обязанностями, которые дополняются правами и обязанностями, исходя из корпоративной иерархии, которые определяются решением центрального органа и ограничивающими их формальную самостоятельность.

Одна часть участников является юридически самостоятельными хозяйственными структурами; другая - организационно выделенными подразделениями и филиалами структурных единиц, которые в силу своего положения имеют более высокий корпоративный статус, сочетают в себе признаки участников корпорации и подразделения.

Степень автономности подразделений, реализующих различные, часто вообще не имеющие друг к друга отношение виды деятельности, независимо от их юридического статуса и территориального расположения всегда в силу объективных обстоятельств должна быть выше, чем у аналогичных продуктовых структур.

Для корпорации существует проблема неодинаковой удаленности территориальных единиц от центрального органа управления, что требует наделения их специфическими правами и обязанностями, повышения степени их автономности.

3. Организационная структура (система функционально и иерархически связанных управленческих подразделений и должностей).
4. Бизнес-структура (множество взаимоувязанных бизнес-единиц и бизнес-процессов).
5. Структура имущественного комплекса (распределение собственности на корпоративные активы). Наиболее эффективны корпорации, где каждый крупный акционер, в том числе и государство, владеет до 10-20% акций,
6. Финансовая структура (капитала, инвестиций, инвесторов, кредиторов, заемщиков и пр.).
7. Социальная структура (кадровая, межличностных отношений).

Классификация корпораций

По роду деятельности:

  • финансовые;
  • финансово-промышленные;
  • промышленные (различных отраслей производства - сырьевые, агропромышленные и пр.);
  • торговые;
  • торгово-финансовые;
  • финансово-медийные.

По масштабам деятельности:

  • локальные;
  • региональные;
  • межрегиональные;
  • национальные;
  • международные;
  • глобальные.

По способу организации внутренних отношений между участниками:

  • классические холдинги (основаны на владении материнским обществом активами дочерних);
  • распределенные холдинги (во главе сеть переплетенных компаний и аффилированных лиц);
  • этархии (основаны на перекрестном владении акциями); -управленческие (неохолдинги) основаны на соглашении между участниками и центральной корпорацией.

По продолжительности существования — бессрочные, временные (долгосрочные и краткосрочные)
По типу интеграции (вертикальная, горизонтальная, радиальная, кольцевая).
По правовой принадлежности - государственные, частные, смешанные (с государственным участием).
По юрисдикции — национальные (в том числе транснациональные), многонациональные.
По экономической мощи (например, крупнейшие корпорации включают в себя предприятия 20-50 отраслей).
По степени официальности (зарегистрированные в том или ином правительственном органе, основанные на тайном сговоре).
По характеру деятельности - легальные, запрещенные (наркобизнес, игорный бизнес).
По системе используемой системе отчетности (консолидированная, неконсолидированная).
По рыночному положению (монополии, олигополии) и пр.

По основополагающим принципам деятельности.
1. Рыночные корпорации. Ориентированные на максимизацию прибыли, рыночную и территориальную экспансию. Могут быть разделены на:

  • индустриальные корпорации, функционирующие в традиционных отраслях, предполагающие использование обычного типа работников. Успех корпорации определяется, прежде всего, усилиями владельцев и менеджеров, а ее единство организации административной и материальной зависимостью субъектов;
  • постиндустриальные корпорации, действующие в интеллектуальной сфере. Они широко используют специалистов, от которых не меньше, чем от владельцев и менеджеров, зависит успех. Такие специалисты рассматриваются как коллеги, а не как подчиненные, они занимают решающие позиции на многих направлениях деятельности компании; единство корпорации обеспечивается не столько материальной зависимостью, сколько культурными нормами;
  • креативные корпорации основаны на партнерстве творческих личностей, единстве их предпочтений и ценностных установок, а не на материальных факторах и подчинении, что гарантирует им устойчивость и процветание. Владельцы таких корпораций, цели и деятельность которых, выходят за рамки экономической целесообразности, несут ответственность за организацию как за свое творение, а не за собственность. Такие корпорации не следует текущей конъюнктуре, а сами формирует ее, создавая принципиально новые интеллектуальные продукты и услуги.

2. Нерыночные корпорации (в том числе советского образца) всегда иерархичны, исключены из конкурентной борьбы, ориентированы не на прибыльность, а. на достижение конкретных целей, в том числе и поставленных государством. Они слабо восприимчивы к НТП, способны добиваться в основном (за исключением оборонных предприятий) лишь количественных успехов в узких сферах деятельности за счет значительных инвестиций.

По особенностям построения:

  • вертикальные (иерархичные) корпорации;
  • оризонтальные корпорации в виде совокупности команд, выполняющих технологические цепочки, возглавляемые командами специалистов, и общих подразделений и возглавляется управленческой командой. Такой корпорацией, например, является Airbus.

Основной причиной создания корпорации является стремление к достижению синергетического (затратного или рыночного) эффекта, который возникает под воздействием трех основных факторов:

  • состава участников;
  • характера их взаимодействия;
  • структуры организации и управления входящими в корпорацию субъектами.

Эффект достигается на основе накопления капитала, диверсификации производства и распределение рисков, наличия общего поставщика, текущего взаимодействия и пр.

Крупные корпорации играют огромную роль в современной экономике:

  • привлекают капитал под крупные проекты и активизируют инвестиционные процессы;
  • являются территориально образующими субъектами и основой формирования интегрированных структур;
  • располагают значительным потенциалом роста и освоения новейших технологий, являются двигателем инвестиционного и инновационного процесса;
  • обладают высоким социальным потенциалом; -способствуют ускорению структурной перестройки экономики.

Поэтому формирование корпораций необходимо стимулировать и поддерживать на государственном уровне с учетом внешнеэкономических и социальных ограничений, активизировать реструктуризацию, сочетать с санированием предприятий.

Эффект корпораций как предпринимательских структур состоит в том, что они обеспечивают:

  • возможность построения четкой системы управления и высокая управляемость;
  • упрощенный порядок вхождения и выхода участников;
  • ограниченную ответственность;
  • привлечение крупных финансовых средств укрепление конкурентных позиций участников и отсутствие ограничений по сфере деятельности, больший простор для маневра ресурсами;
  • создание олигополии, воздействующих на спрос, получение монопольной сверхприбыли;
  • согласование интересов входящих бизнес-единиц;
  • быструю адаптацию к изменению рыночной конъюнктуры;
  • возможность диверсификации производства на основе горизонтальной и вертикальной интеграции и перераспределения рисков за счет приобретения небольших легко продаваемых долей участия в нескольких предприятиях;
  • стабильность бизнеса, гарантирующую дополнительную защищенность долгосрочных вложений, что увеличивает инвестиционную привлекательность корпорации, рост курсовой стоимости ее акций (в то же время, из 100 самых крупных корпораций 1917 г. к концу XX столетия выжили менее 20);
  • представительство и защиту ими своих позиций в органах власти;
  • экономию трансакционных, торговых и производственных (в результате значительных масштабов деятельности) издержек;
  • развитие и преобразование за счет внутренних источников; -повышение эффективности управления предприятиями участников интегрированных структур, контроль управленцев;
  • оптимизацию производственно-технологических цепочек и денежных потоков;
  • рост объема прибыли, реинвестируемой в производство;
  • возможность осуществления исследований и разработок;
  • формирование и развитие рыночного имиджа и доверительных отношений с контрагентами;
  • использование специальных корпоративных финансово-экономических механизмов: (страховые фонды, консолидированный баланс, трансфертные цены);
  • согласование отраслевых, региональных и групповых интересов;
  • оптимизацию налогообложения и т. п.

Крупные корпорации обычно разрабатывают и утверждают пакет документов, регламентирующих правила взаимоотношений и определяющих структуру корпоративной среды:

  • кодекс поведения;
  • рекомендации по оплате труда и вознаграждению служащих, обеспечению для них равных прав, невмешательства в их частную жизнь, свободу самовыражения:
  • нормы и правила охраны здоровья, окружающей среды на рабочем месте;
  • нормы и правила для обеспечения качества продукции и услуг, соблюдения этических аспектов рекламной деятельности;
  • нормы и правила благотворительной деятельности;
  • программы информирования, подготовки, обучения менеджеров.

В то же время корпорации:

  • как бизнес-структуры являются обезличенными (в обычных компаниях имеет место их персонификация, отождествление с руководителем);
  • подпадают под жесткий контроль и правовое регулирование со стороны государства, что сковывает свободу их деятельности;
  • сталкиваются с трудностями балансирования интересов различных групп акционеров и менеджмента (агентская проблема);
  • требуют для своего создания формулировки бизнес-идеи и значительных усилий;
  • слабо подвержены влиянию конкурентных сил, отличаются предпринимательской инертностью, бюрократизацией управления;
  • как системы, накладывают определенные ограничения на выбор управленческих решений;
  • находятся под постоянной угрозой поглощения соперниками. Над деятельностью корпорации должен осуществляться постоянный контроль.
  1. Государством (соблюдение норм права).
  2. Бизнес-сообщество (на основе независимого аудита, независимых директоров).
  3. Гражданским обществом (этичность поведения корпорации в отношения социума в целом и отдельных групп).

В современной России стадия формирования первоначальных корпоративных структур завершилась в 1996-1997 гг. При этом значительную роль играли крупные банки. В этот период в деле становления российских корпораций преобладал случайный подход - нужно было «схватить» не экономически или технологически целесообразные, а стратегически важные объекты.

Первые такого рода структуры были созданы на базе отраслевых министерств и их главков, характеризовались высокой степенью централизации и низкой эффективностью управления. Образованные по воле чиновников., они так и не заработали в полную силу (во многом из-за борьбы за передел собственности), ибо текущих проблем отодвинуло на второй план стратегические.

Затем корпоративные структуры сгапи образовываться либо на базе крупнейший предприятий (ВАЗ, ГАЗ), либо добровольных объединений (ЛУКойл). Большую роль в этом стали играть банки. Так в 1994 г. по инициативе ОНЭКСИМ-банка при участии РАО «Норильский никель»,, АО «Новокузнецкий алюминиевый завод» и АО «Кузнецкий металлургический комбинат» была создана промышленная группа ИНТЕРРОС.

Современная структура российской корпоративной собственности выглядит примерно следующим образом.

  1. Крупные акционерные компании, созданные с участием стратегических жизнеобеспечивающих предприятий и крупных банков, находящиеся под имущественным государственным контролем.
  2. Вертикально интегрированные нефтяные корпорации, возникшие путем передачи государственных пакетов акций в уставные капиталы частных структур (ЛУКОЙЛ).
  3. Промышленные и торгово-промышленные компании, созданные на основе экспансии промышленных и торгово-промышленных фирм. Их возглавляют крупные конкурентоспособные предприятия. Пример Красный Октябрь.
  4. Банковские холдинги, располагающие пакетами акций промышленных предприятий. Пример - Менатеп.

Факторами, усиливающими корпоративные тенденции в России, сегодня становятся:

  • желание повысить степень гарантированности (по качеству, количеству и срокам) исполнения договоров путем: обретения контроля над поставщиками;
  • недостаточность собственных средств для осуществления крупных инвестиций (корпоративная интеграция способствует лучшему использованию внутренних резервов, облегчает доступ к внешним источникам финансирования);
  • поиск путей снижения хозяйственных рисков;
  • угроза со стороны западных фирм;
  • необходимость преодоления структурной раздробленности экономики.
Ключевые слова: Корпорации
Источник: Веснин В.Р., Корпоративное управление
Материалы по теме
Облигации корпораций
Фондовый рынок. Учебник
Российская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Понятие корпоративного менеджмента
Корпоративный менеджмент
Совет директоров корпорации
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Сущность корпоративного управления
Корпоративный менеджмент
Японская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Структура корпоративного менеджмента
Корпоративный менеджмент
География и сферы деятельности транснациональных корпораций
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Оставить комментарий