Оценка конкурентоспособности организации

Для оценки конкурентоспособности организации (фирмы) сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.

Цель системного анализа фирмы — установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования фирмы.

Этапы проведения системного анализа состояния организации предлагается «привязывать» к структуре системы управления организацией:

  1. анализ качества научного сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых инструментов новой экономики;
  2. анализ компонентов выхода системы, т. е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ);
  3. анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе организации, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов;
  4. анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли;
  5. анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию;
  6. анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации;
  7. анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т. е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении организации;
  8. анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации в ее организационно-техническом и социальном развитии («процесс» в системе);
  9. анализ качества управляемой подсистемы системы управления в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров, качества их сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению;
  10. анализ качества управляющей подсистемы системы управления организацией в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений;
  11. анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон;
  12. анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом;
  13. анализ эффективности использования ресурсов и рентабельности производства;
  14. анализ устойчивости функционирования организации;
  15. установление стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации. Вообще, в теоретическом плане проблема достижения конкурентоспособности различных объектов в условиях российской экономики в настоящее время не решается. Сразу оговоримся, что подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий стратегического и тактического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга как первой стадии жизненного цикла товаров (пространственный аспект) и первой функции управления (временной аспект) разрабатываются нормативы конкурентоспособности на длительный период, а на стадии тактического маркетинга выполняются работы по материализации у изготовителя и реализации на рынке нормативов стратегической конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов. Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.

В развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности организации. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер. С нашей точки зрения, недостатки подходов и методик оценки конкурентоспособности организаций-изготовителей состоят в следующем:
1) апробированные в мировой практике подходы и методы оценки конкурентоспособности организаций-производителей не отражают применения и воздействия на них научных подходов к управлению (менеджменту), прежде всего системного, комплексного, воспроизводственного, нормативного и др. Так, каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одного-двух. «У кого что болит, тот о том и говорит», гласит русская пословица. Один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства. Другой — стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране. Третий — эффективность использования потенциала. Четвертый — эффективность производственно-сбытовой деятельности. Пятый — усилия в области повышения качества товаров и т. д. Как будто перечисленные аспекты не нужно анализировать одновременно, системно, комплексно (это необходимо!);
2) развитым странам по сравнению с Россией значительно легче, так как:

  • они легко могут использовать научно-производственный и ресурсный потенциал других стран (прежде всего России);
  • могут держать секретные патенты и ноу-хау, чтобы быть монополистами в данной сфере;
  • у них отлажены рыночные механизмы (прежде всего законодательная основа, инфраструктура), которые «автоматически выбросят за борт» некачественные товары (в США ежегодно закрывается около 25% малых фирм);
  • кроме стратегического маркетинга и менеджмента, в вузах развитых стран изучают методы прогнозирования, исследования операций, математической статистики и другие, а в России за период с 1992 г. значительно ослабло внимание к проблеме повышения качества управленческого решения;

3) считаем с методической точки зрения неправомерным определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации умножением индексов конкурентоспособности товарной массы (всех товаров организации) и относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно коррелируют друг с другом. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямо пропорционально зависимы от конкурентоспособности товаров организации (при условии добросовестной ее оценки).

По методике оценки конкурентоспособности организации наши предложения заключаются в следующем:

  • уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
  • отдельно проводить анализ эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке;
  • отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;
  • прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на пять лет.
Ключевые слова: Оценка, Конкуренция, Организация
Источник: Управление конкурентоспособностью организации
Материалы по теме
Оценка конкурентов в бизнес-плане
А.С.Булатов, Экономика
Оценка бизнеса и компании
Корпоративный менеджмент
Ситуационный подход к организации
Корпоративный менеджмент
Базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы
Понятие планирования деятельности организации
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Организационная власть как базовый организационный процесс
Занковский А.Н., Психология лидерства
Прекращение деятельности кредитной организации
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Объекты ГРЭ
А.С.Булатов, Экономика
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий