Рынок товаров химической продукции

Оборот мировой торговли продукцией химической промышленности в 1999 г. превысил 1100 млрд долл.

Для более ясного представления о емкости рынка химических товаров целесообразно привести данные по регионам мира, % объема мировой торговли по химической номенклатуре:

  • Западная Европа — 32
  • в том числе ЕС — 29
  • США - 26
  • Япония — 18
  • Другие страны Азии — 11
  • Страны Центральной и Восточной Европы — 5
  • Латинская Америка — 4.


Таким образом, в мире сложились три крупнейших рынка химической продукции: Западная Европа, США и Япония. Формируется мощный азиатский рынок, но он в силу своих географических масштабов — от Турции до Индонезии и Южной Кореи — труден для проведения системного анализа.

Номенклатура товаров, выпускаемых химической промышленностью, огромна и увеличивается год от года. Это продиктовано требованиями рынка, технологическим развитием мировой экономики. Структура товаров, выпускаемых промышленностью Западной Европы, % оборота, такова:

  • фармацевтическая продукция — 23;
  • продукция органической химии (алифатические, гетероциклические ароматические соединения, органические растворители) — 15;
  • пластмассы и синтетический каучук — 13:
  • парфюмерно-косметическая продукция — 8;
  • лакокрасочные материалы — 6;
  • неорганические соединения (содопродукты, кислоты, аммиак, калий и фосфорсодержащие соединения и т.д.) — 5—6:
  • поверхностно-активные вещества (мыло, стиральные порошки) - 5;
  • ядохимикаты — 3;
  • красители и пигменты — 3;
  • химические волокна — 2.

Структура товаров, выпускаемых США, Японией, примерно аналогична. Во всяком случае приведенный пример вполне может служить ориентиром. В сфере производства химических товаров в мире заняты сотни фирм, однако сравнительно немногие из них могут производить широкий спектр продукции. Невелико число компаний, которые занимаются как органической, так и неорганической химией. Монополизация химической отрасли в мире — явление достаточно аморфное. Однако высококачественные изделия производят, как правило, концерны с заслуженной репутацией, известные еще с XIX столетия. Мало кому известно, например, что после Второй мировой войны, после Нюрнбергского процесса, немецкая IG Farbenindustric была поделена на три компании, которые сегодня являются самыми крупными компаниями в мире в области химии, соперничая практически только между собой. Речь идет о Hoechst, BASF и Bayer. Агрегатные показатели других компаний пока ниже, хотя сомневаться в репутации DuPont, Mitsubishi Chemical и других нет никаких оснований.

Итак, на долю 30 крупнейших химических компаний мира приходится примерно 1/3 оборота химической промышленности.

В конце 1990-х годов на долю 18 компаний, зарегистрированных в Западной Европе, приходилось 18% мирового рынка с оборотом примерно в 200 млрд долл. На долю восьми американских — 7% мирового рынка с оборотом в 80 млрд долл. На четыре японские компании приходилось 4% и 35 млрд долл. оборота. В первой десятке компаний мира лидирующие места занимают упомянутые выше немецкие фирмы Hoechst, BASF и Bayer. Они имеют оборот около 90 млрд долл. в год. Семь остальных, в их числе DuPont, Dow, Ciba-Geigy, Rhone-Poulenc и др., — 116—120 млрд долл.

Ключевые слова: Рынок
Источник: Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Материалы по теме
Фирма как основной субъект рыночной экономики
Ковалев В.В. - Курс финансового менеджмента - 2008
Виды и механизм функционирования финансового рынка
Бланк И.А. - Управление денежными потоками (Библиотека финансового менеджера)
Монополизация рынка
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-...
Рынок товаров промышленного назначения
Маркетинг. Учебное пособие
Дилемма «государство — рынок»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Особенности функционирования рынка земли
Липсиц И.В., Экономика
Самопрезентация на рынке труда
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Государство как рыночный субъект
Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий