Рынок товаров химической продукции

Оборот мировой торговли продукцией химической промышленности в 1999 г. превысил 1100 млрд долл.

Для более ясного представления о емкости рынка химических товаров целесообразно привести данные по регионам мира, % объема мировой торговли по химической номенклатуре:

  • Западная Европа — 32
  • в том числе ЕС — 29
  • США - 26
  • Япония — 18
  • Другие страны Азии — 11
  • Страны Центральной и Восточной Европы — 5
  • Латинская Америка — 4.

Таким образом, в мире сложились три крупнейших рынка химической продукции: Западная Европа, США и Япония. Формируется мощный азиатский рынок, но он в силу своих географических масштабов — от Турции до Индонезии и Южной Кореи — труден для проведения системного анализа.

Номенклатура товаров, выпускаемых химической промышленностью, огромна и увеличивается год от года. Это продиктовано требованиями рынка, технологическим развитием мировой экономики. Структура товаров, выпускаемых промышленностью Западной Европы, % оборота, такова:

  • фармацевтическая продукция — 23;
  • продукция органической химии (алифатические, гетероциклические ароматические соединения, органические растворители) — 15;
  • пластмассы и синтетический каучук — 13:
  • парфюмерно-косметическая продукция — 8;
  • лакокрасочные материалы — 6;
  • неорганические соединения (содопродукты, кислоты, аммиак, калий и фосфорсодержащие соединения и т.д.) — 5—6:
  • поверхностно-активные вещества (мыло, стиральные порошки) - 5;
  • ядохимикаты — 3;
  • красители и пигменты — 3;
  • химические волокна — 2.

Структура товаров, выпускаемых США, Японией, примерно аналогична. Во всяком случае приведенный пример вполне может служить ориентиром. В сфере производства химических товаров в мире заняты сотни фирм, однако сравнительно немногие из них могут производить широкий спектр продукции. Невелико число компаний, которые занимаются как органической, так и неорганической химией. Монополизация химической отрасли в мире — явление достаточно аморфное. Однако высококачественные изделия производят, как правило, концерны с заслуженной репутацией, известные еще с XIX столетия. Мало кому известно, например, что после Второй мировой войны, после Нюрнбергского процесса, немецкая IG Farbenindustric была поделена на три компании, которые сегодня являются самыми крупными компаниями в мире в области химии, соперничая практически только между собой. Речь идет о Hoechst, BASF и Bayer. Агрегатные показатели других компаний пока ниже, хотя сомневаться в репутации DuPont, Mitsubishi Chemical и других нет никаких оснований.

Итак, на долю 30 крупнейших химических компаний мира приходится примерно 1/3 оборота химической промышленности.

В конце 1990-х годов на долю 18 компаний, зарегистрированных в Западной Европе, приходилось 18% мирового рынка с оборотом примерно в 200 млрд долл. На долю восьми американских — 7% мирового рынка с оборотом в 80 млрд долл. На четыре японские компании приходилось 4% и 35 млрд долл. оборота. В первой десятке компаний мира лидирующие места занимают упомянутые выше немецкие фирмы Hoechst, BASF и Bayer. Они имеют оборот около 90 млрд долл. в год. Семь остальных, в их числе DuPont, Dow, Ciba-Geigy, Rhone-Poulenc и др., — 116—120 млрд долл.

Источник: 
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Темы: 
Материалы по теме
Участники и виды деятельности на рынке ценных бумаг
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Регулирующая роль государства в рыночной экономике
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Характеристика российского рынка ценных бумаг
Жижилев. Оптимальные стратегии извлечения прибыли
Экономическая природа рынка труда
Липсиц И.В., Экономика
Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Назначение финансовых рынков
Дж. К. Ван Хорн, Основы управления финансами
Содержание рыночного механизма
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Оставить комментарий