Предпосылки усиления конкуренции

Переход от конкуренции за ресурсы и товары к конкуренции за потребителя и ужесточение отношений в этой сфере стали возможны в результате появления новых рыночных факторов. Их можно разделить на две группы, косвенно и непосредственно влияющих на усиление конкуренции.

Макроэкономические предпосылки усиления конкуренции связаны с факторами структурного характера, радикально изменившими приоритеты ведения бизнеса.

1. Увеличение количества и разнообразия предприятий, действующих на российском рынке. С начала реформ общее количество предприятий, действующих в народном хозяйстве, возросло почти в 10 раз и в настоящее время насчитывает более трех миллионов. Увеличение количества хозяйствующих субъектов и разнообразия их организационных форм произошло за счет упрощения процедур создания и регистрации различного типа фирм, в результате чего появилось много новых структур, которые принято относить к малому и среднему бизнесу. Создание новых предприятий происходило и за счет разделения крупных объединений в ходе приватизации, распада отдельных промышленных монополий, создания большого количества фирм, обеспечивающих и обслуживающих рыночные процессы в банковской, страховой, торговой сферах, формирования совместных предприятий. Увеличение количества хозяйствующих субъектов медленно, но приводит к расширению предложения товаров, вытеснению с рынка дорогой и некачественной продукции. При ограничении платежеспособного спроса это сказывается на уменьшении и последующей стабилизации рентабельности бизнеса, что в свою очередь ведет к усилению конкуренции.

2. Либерализация цен и сокращение платежеспособного спроса. Отмена прямых ценовых ограничений коснулась примерно 80% оптовых и 90% розничных цен. На первых этапах реформы это привело к взвинчиванию цен и последующему сокращению спроса, а затем и предложения неконкурентоспособных товаров. По сравнению с 1991 г. объем производства сократился более чем в три раза. Эти обстоятельства заставили многие компании диверсифицировать свою деятельность и выйти на новые товарные рынки, т.е. конкурировать с предприятиями, ранее действовавшими на данных рынках. Но более важным итогом либерализации цен с точки зрения влияния на конкуренцию стало приближение цен на отечественную продукцию к мировым. При открытии торговых границ это привело к увеличению присутствия на российском рынке иностранных конкурентов, обладающих большим опытом и знаниями в области конкурентной борьбы, хотя и не всегда быстро адаптирующихся к реальным российским условиям ведения бизнеса.

3. Либерализация внешнеэкономических отношений. Помимо увеличения легального присутствия иностранных конкурентов на отечественном рынке она привела к значительному росту так называемого трудно контролируемого («челночного», нелегального) импорта. При двукратном снижении официально учитываемого импорта реальные поставки товаров из-за границы, начиная с 1993 г. возросли более чем в два раза.

4. Финансовая дестабилизация и инфляционные процессы. В начале реформы они препятствовали процессам демонополизации экономики и развитию конкуренции. Вместе с тем свертывание традиционного, часто неконкурентоспособного производства и начавшаяся структурная перестройка отдельных отраслевых рынков при опережающем росте доходности торговых и финансовых операций положительно повлияли на усиление конкуренции. С одной стороны, это сдерживает проявления ценового монополизма и диктата производителя, с другой - устраняет диспропорции в структурной организации народнохозяйственного комплекса. Снижение темпов инфляции и появление рынка капитала привели к оживлению конкуренции.

5. Обеспечение конвертируемости рубля. Большое значение для развития процессов конкуренции оказал переход к единому рыночному валютному курсу и к конвертируемости рубля. На рынке стали формироваться объективные ценовые ориентиры и возникли мощные стимулы для преодоления ранее сложившихся ценовых диспропорций. Это привело к повышению насыщенности потребительского рынка (главным образом за счет импорта) и усилению позиций иностранных производителей. В результате достижения конвертируемости рубля были закреплены главные финансовые ориентиры для формирования конкурентной среды на внутреннем рынке. Однако наибольшие выгоды от беспрепятственной конвертируемости рубля получили в основном иностранные компании благодаря ценовой конкуренции и относительно высокому качеству предлагаемых товаров и услуг.

6. Приватизация и формирование негосударственного сектора экономики. Эти процессы привели к созданию альтернативного предложения товаров и более гибкому подходу к ведению бизнеса. И несмотря на то что негосударственные компании изначально формировались в торговой и финансовой сферах, их распространение в промышленных отраслях происходит все с большей активностью. Обладая более эффективной организацией, негосударственный сектор экономики создает дополнительные условия для развития конкуренции и во многих отраслях играет доминирующую роль.

7. Демонополизация экономики. Проводимая в рамках государственной программы она также является мощным фактором развития конкуренции. Разукрупнение хозяйствующих субъектов в ходе проведения приватизации государственных и муниципальных организаций, отраслевые и региональные программы демонополизации, государственное регулирование естественных монополий, антимонопольный контроль за деятельностью финансово-промышленных групп, стимулирование развития малого бизнеса, лицензирование, квотирование и другие меры ограничения монопольной власти начинают оказывать влияние на активизацию конкуренции. И несмотря на то что реализация программы часто проводится поспешно, без должного учета интересов национальных производителей, в целом она положительно влияет на увеличение предложения товаров на российском рынке.

8. Создание рыночных институтов (бирж, различного рода торгов, банков, страховых компаний, мощных товаропроводящих сетей и т.п. организаций) ускорило процессы развития рыночной инфраструктуры и также положительно повлияло на развитие конкуренции.

Микроэкономические предпосылки усиления конкуренции связаны с изменениями в рыночном поведении товаропроизводителей (продавцов) и потребителей продукции. В ходе реализации экономических реформ было получено такое большое количество уроков, как нельзя вести бизнес в условиях активно меняющегося рынка, что участники рынка медленно, но уверенно начали обращаться к приемам и методам работы в условиях конкуренции.

1. Изменение поведения предприятий на рынке. В целом оно характеризуется как уход от пассивного следования за проводимыми (часто бессистемными и противоречивыми) экономическими реформами к активным действиям, направленным на выход из тупикового состояния. Причем для различных групп предприятий эти действия носили неодинаковый характер.

Для многих крупных компаний характерно стремление к монополизации, что свидетельствует о желании обезопасить свой бизнес от давления внешней среды. И это стремление естественно в условиях, когда директорат крупных концернов связан с властными структурами. Стратегия выживания для таких предприятий в основном сводится к лоббированию собственных экономических интересов (адресные налоговые льготы, квоты, льготные кредиты, государственные ссуды), к участию в лицензировании с целью оттеснения конкурирующих предприятий с рынка, негласному разделу рынков по территориальному признаку. Однако за редким исключением получаемые льготы носят кратковременный характер и лишь частично возмещают объем требуемых ресурсов. В связи с этим крупные предприятия все активнее предпринимают действия по укреплению своего положения на рынке за счет реализации конкурентных преимуществ массового производства, комплексного обслуживания потребителей (доставка, шефмонтаж оборудования, сервисное обслуживание, поставка запасных частей), развития собственных дилерских и дистрибуторских сетей. Как показывает опыт последних пяти лет, предпринимаемые меры свидетельствуют об изменении приоритетов в ведении крупного бизнеса. Условием и средством выживания становится конкуренция за потребителя.

Более активно этот процесс происходит в среде малого и среднего бизнеса. При отсутствии сколько-нибудь значительной помощи со стороны государства этот сектор экономики раньше приступил к созданию собственного фундамента для ведения конкурентной борьбы. В первую очередь сказанное относится к торговым и финансовым структурам, компаниям по производству строительных материалов, продуктов питания, сервисному обслуживанию, туризму, отдыху.

В целом предприятий, для которых характерен «консервативный» (нерыночный) тип поведения, становится все меньше и меньше. Стремление выжить в сложных финансовых условиях заставляет их диверсифицироваться, расширять рынки сбыта, ограничивать прирост заработной платы и темпы роста отпускных цен, осуществлять инвестиции в новое производство. Таким образом, можно констатировать по крайней мере желание большинства компаний найти свой путь и методы выживания, о чем нельзя было говорить еще 3-4 года назад. И прежде всего речь идет об изменении ориентиров в развитии. Главный из них потребитель, его требования и возможности. Понимание этого важного момента трансформирует поведение предприятий, определяет неизбежность столкновения их экономических интересов в борьбе за бюджет потребителя и поэтому расширяет объектную базу конкурентных отношений.

2. Трансформируется и покупательское поведение потребителей. Принятие решения о покупке происходит на более профессиональном уровне. Ставшие историей потрясения рынка ценных бумаг (АО «МММ», «Тибет» и др.), а также недавние банковские кризисы заставили потребителей более взвешенно относиться к товарным предложениям. А если принять во внимание процессы одновременного сокращения доходов потребителей и увеличения объема предложения товаров, то превращение потребителя в центральный и доминирующий элемент процесса купли-продажи становится очевидным (в отличие от существовавшего ранее рынка продавцов) и в корне меняет рыночную ситуацию. Ограниченность бюджета потребителей заставляет производителей повышать качество и понижать цены на товары, что, безусловно, активизирует конкуренцию.

Перечисленные объективные предпосылки развития конкурентных отношений носят фундаментальный характер и являются результатом серьезных изменений, происходящих в экономике. Есть все основания полагать, что данные изменения носят необратимый характер. Вместе с тем, как показывает российская практика, наличие структурных предпосылок для развития конкуренции не всегда приводит к активизации конкурентной борьбы. Слабый экономический потенциал многих российских предприятий обусловливает их попытки к организационному разделу рынков, «выбиванию» льгот и субсидий, административному ограничению конкуренции, что приводит к формированию фиктивных преимуществ, не имеющих под собой реальной основы.

Кроме того, для экономики России в 1995-1999 гг. характерна адаптация структуры производства к новому витку сжатия спроса, отрицательно сказавшемуся на развитии конкуренции. Существенное негативное влияние на развитие конкуренции оказало продолжающееся снижение инвестиционной активности, затрудняющее структурные и институциональные преобразования, а также уход денежных средств из контролируемого денежного оборота под давлением налогового пресса. Для расширения сферы конкурентных отношений важна комплексная система мер на различных уровнях управления экономикой.

Источник: 
Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы