Сущность и структура сознания

Сущность и структура сознания, а также его проблема рассмотрена в трудах выдающегося ученого и философа, профессора кафедры теории вероятности МГУ В. В. Налимова и его последователей с исчерпывающей полнотой. В этих работах детально изложены все аспекты проблемы Сознания: смысловое значение и связь с материей, метафизика и спонтанность, спектры и сравнительная онтология двух реальностей — физической и психической и детальное описание их творческого начала. Из сказанного видно, что ведущими учеными мира признается необходимость учета роли Сознания в гипотезах, моделях, теориях, посвященных человеку, Биосфере и Вселенной. Возникает вопрос: что же сдерживает научную общественность в окончательном решении проблемы Сознания, если оно столь важно для решения фундаментальных проблем физики? Сознание считается сейчас одной из составных частей общей картины физической реальности, и, следовательно, a priori, Глобальное Сознание признается как существующая мировая физическая величина с особым полем и частицами. В этом проявляется горячее желание ученых видеть Сознание именно таким «офизиченным понятием» со своей структурой, метризуемой, квантуемой, конденсированной средой, в виде некоей «всезнающей и всевидящей» кваркглюонной плазмы, изучаемой в хромодинамике, где правят бозеконденсаты.

Ранее уже отмечалось, что в своих попытках разобраться в самом главном вопросе и понять особенности сознания и его действия ученые приходят к необходимости ввести в него физические характеристики и параметры, константы, кванты, частицы, топологические характеристики.

И на основе этого приходят к выводу, что «...наиболее фундаментальным уровнем физических процессов, обеспечивающих функционирование сознания, являются пространственно-временные структуры квантового вакуума, непосредственно связанные с мозгом». Другие же исследователи, исходя из предположения о существовании сверхфизической формы материи или первичного эфира — монадической материи, где монады являются квантами некоего первичного поля, считают, что способность к взаимодействию проявляется у них благодаря особому «заряду» монадического сознания. Идея о том, что сущность и структура сознания является полевой разделяется также и философами, отмечающими, что, возможно, каким-то первичным образом сознание находится вне индивидуума как некое пространственно-подобное или полевое образование.

На наш же взгляд следует прислушаться к принципиальным выводам физика, профессора кафедры теоретической физики МГУ Ю.С. Владимирова, который после обстоятельного, глубокого и всестороннего анализа ситуации, сложившейся в современной физике, пришел к следующему выводу: «1. Понятие поля как самостоятельной категории следует считать фикцией, эфемерным понятием типа эфира, флогистона, теплорода и тому подобных изобретений человеческого разума». 2. Другая иллюзия связана с представлениями о реальном существовании пространственно-временного фона. 3. Третья иллюзия связана с возможностью рассмотрения свободных (идеализированных) частиц. 4. Иллюзией является также убеждение в локальном характере физики... Согласно выводам геометрофизики, на любом событии сказываются распределение материи и события во всем окружающем мире».

В. В. Налимов и Ж.А. Дрогалина отмечают: «Сознание человека оказывается особым состоянием этого поля (семантического — А. Д.). Расширяя эту мысль, мы вводим представление о Семантической Вселенной и о Природе как о ее проявленности. Ее непроявленной потенциалъностъю оказывается Семантический вакуум, включиющий в себя древние представления о Ничто, Нирване, Свершении Времен». Специалист по квантовой физике, защитивший докторскую диссертацию по психофизике, американский ученый Дж. Бэйчлер приходит к аналогичному выводу, указывая, что «...сознание является физической сущностью, но не материальной, поскольку оно не представляет собой сущность с 4-размерностъю». Точка зрения, что Сознание является основой «эфирных миров тонкой материи», т. е. его существование самого по себе, без какой-либо материальной основы, вызывает резкое возражение у некоторых ученых: «..Но, признавая такую точку зрения, следует одновременно признать, что подобный феномен не может оказаться предметом научного изучения. И, следовательно, это вопрос уже не знания, а веры».

Из приведенного выше следует, что сущность и структура сознания и его состояния настолько многообразны, что не поддаются строгому научному описанию, классификации и непосредственному приборному определению. Современная наука не знает, что представляет собой Сознание, и мы должны в этом честно признаться, поскольку... «Сознание ускользает от объяснения», отмечает известный психолог В.М. Аллахвердов и выдвигает свою концепцию Сознании как особого механизма проверки человеческого знания об окружающем мире, избегая решения вопроса об истинной эпистемологической сущности Сознания и Бессознательного. Исследователь этой проблемы физик А.В. Кирсанов, учитывая противоречия во взглядах на проблему Сознательного и Бессознательного, т. е. сложную двойственную природу психики человека и ее трудно определяемую сущность, назвал все термином «Суони», то есть Стремящиеся Ускользнуть От Научного Исследования.

Иное дело — связь Сознания с головным мозгом — нейрофизиология и изучение высшей нервной деятельности, где имеются доступные электрофизические методы исследования. Эта большая научная область изучения проблем «сознание и тело», «сознание и мозг» давно получила широчайшее развитие. Известно, что психофизические явления непосредственно не коррелируют с обычной нейрофизиологической деятельностью головного мозга и поэтому все они находятся за пределами познания их с помощью электрофизиологических методов исследования. Попытки такого изучения предпринимаются многими учеными, но они не идут дальше констатации фактов и роли симпатической или парасимпатических систем, участия локальных областей головного мозга и сопоставления корреляционных зависимостей между ними.

Следует отметить, что новаторскими в этой области являются работы, проводимые нейрофизиологом О.И. Коекиной, использующей новую методику изучения работы головного мозга человека, находящегося в измененных состояниях сознания (ИСС). На основе своих исследований по изучению деятельности головного мозга человека при локализации центров электрической активности в виде эквивалентных дипольных источников тока в глубинных структурах мозга О.И. Коёкина приходит к выводу, что «...открытие свойства человеческого сознания преобразовываться в некоторую физическую реальность, управляемую мыслью, является одним из ключевых моментов, позволяющим пересмотреть с новой, иной, чем прежде, точки зрения, возможные пути развития объективных исследований сознания».

Биофизик А. В. Бобров, анализируя все pro et contra no связи Сознания с нейрофизиологической деятельностью мозга человека, приходит к четким выводам: «Современными научными методами в коре головного мозга не обнаружены центры мышления и памяти, а также специфические структурообразования, реализующие функции мышления, памяти и Сознания. Механизм реализации функций мышления и памяти не известен. Мышление и долговременная память не могут быть реализованы путем распространения нервных импульсов по нейронным сетям головного мозга. Биологические системы обладают материальной основой для реализации механизма сознания на полевом уровне». С этих позиций подходит А.В. Бобров к решению проблемы: «...Разностороннее рассмотрение проблемы Сознания приводит к выводу: существует высокая степень вероятности того, что в основе его механизма лежат полевые информационные взаимодействия». И, продолжая свою мысль, резюмирует так: «...Биологические системы обладают материальной основой для реализации механизма Сознания на полевом уровне. Исходящее от них излучение несет сложную информацию и имеет, по-видимому, торсионную природу». Психолог Ч. А. Измайлов, рассматривая взаимоотношения между феноменом Сознания, когнитивными процессами и информационными системами мозга, категорически это отрицает: «...Сознание принципиально отличается от когнитивных процессов и не реализуется информационными системами мозга».

Таким образом, несмотря на длительную историю изучения Сознательного и Бессознательного, приходится констатировать, что определить эти понятия с позиций современной науки пока не представляется возможным, несмотря на все усилия исследователей. К счастью, в этой трудной ситуации есть выход, состоящий в том, что можно изучать роль Сознания по направленному действию мысли на живое и косное вещество и затем по характеру ответных реакций составить хотя бы приблизительное представление о сущности Сознания. В этом состоит смысл развиваемой нами гипотезы о сверхслабом интегральном ментальном взаимодействии (СИMB).

Источник: 
Дубров А.П., Когнитивная психофизика. Основы
Темы: