Коммуникативный акт и коммуникативный процесс

Коммуникация (от лат. communico — делать общим, связывать) — это обмен информацией, взаимодействие, в ходе которого участники выступают субъектами и объектами попеременно. Целью такого обмена информацией в человеческом общении является выработка некоего совместного знания, подхода, взгляда — как раз то, что описывается латинским словом communico.

Если при обычном обмене стороны лишаются чего-то в обмен на приобретаемое, то при обмене информацией участники не лишаются «своей» информации, а приобретают еще и дополнительную, новую. В этом принципиальная особенность информационного обмена и его отличие, скажем, от обмена товарного. Таким образом, коммуникация как обмен информацией неизбежно ведет к увеличению количества информации у каждого из участников коммуникации. Это очень важное свойство коммуникации, существенно влияющее, например, на бурное развитие современного информационного общества.

Коммуникация — это деятельность, направленная на регулирование совместной деятельности, иначе говоря, метадеятельность (сверх-, над- деятельность). В этом смысле коммуникация прямо соотносится с управлением, которое тоже является метадеятельностью, то есть служит для организации других видов деятельности.

Процесс коммуникации условно может быть разделен на отдельные фрагменты — коммуникативные акты. Любой акт коммуникации обязательно предполагает наличие трех элементов: субъекта (отправителя, адресанта), объекта (получателя, адресата) и сообщения.

S > O

Акт коммуникации не состоится, если сообщение не будет реализовано в каком-то коде. В обычной коммуникации между людьми таким кодом является язык.

Анализ феномена кода приводит нас еще к одному важному обстоятельству коммуникации: сообщение надо закодировать, то есть выразить средствами кода, и раскодировать, то есть понять. Так появляются дополнительные элементы в модели коммуникативного акта.

Для того, чтобы смысл сообщения дошел до получателя, код не просто должен быть понят — он должен элементарно физически дойти до адресата. Здесь появляется понятие «канала связи». Будем считать, что в нашей модели он уже выражен стрелкой. Канал связи иногда может быть представлен физически именно как канал, как, например, телефонная линия связи. Не зря иногда говорят, что каналы или линии связи перегружены. Это означает, что коммуникация затруднена — канал не справляется с объемом передаваемой информации.

Как только речь заходит о физической передаче сообщения, неизбежно возникает вопрос о передатчике и приемнике информации. Соответственно, передатчик находится на входе в канал связи, а приемник — на выходе.

В каждом коммуникативном акте неизбежно присутствуют помехи, или шумы. Это могут быть внешние физические помехи или накладывающиеся параллельные коммуникации — все то, что физически затрудняет передачу и восприятие сигналов коммуникации.

Для преодоления шумов и повышения качества коммуникации, например, при радиосвязи, часто используют повтор слов или даже сообщений (радисты говорят дважды: «прием, прием» и т.п.). Точно так же применяется повторение, если используется малознакомый код — например, общение идет на плохо освоенном языке. Понятно, что если сообщение повторить несколько раз, то снижается вероятность, что шумы испортят сообщение или его часть. А значит, возрастает вероятность его правильного восприятия. С точки зрения теории коммуникации это явление называется избыточностью кода.

В нашей схематической модели обозначим такое качество коммуникации, как избыточность, пунктирной линией, направленной так же, как и линия, символизирующая передаваемое сообщение по каналу.

Коммуникация является неким действием, а всякое действие предполагает замысел и как-либо соответствующий замыслу результат. Поэтому уместно говорить о цели коммуникации и том эффекте, который достигается в результате коммуникации.

Вот как определяет это понимание коммуникации известный американский исследователь политики и пропаганды Гарольд Д. Лассуэлл: «Who says, what, to whom, in which channel, with what effect?» («Кто сказал, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом»).

Остается добавить еще несколько существенных понятий, описывающих обстоятельства коммуникативного акта. Таковыми являются понятия коммуникативной ошибки и коммуникативной неудачи.

Коммуникативная ошибка — это неверная, ошибочная интерпретация сообщения получателем. Ошибка может произойти из-за сильных шумов или из-за плохого знания кода получателем и т.п. При этом сам акт коммуникации все-таки состоялся.

Коммуникативная неудача — это полный провал коммуникации, когда коммуникативный акт подразумевался, но не состоялся. Такой конфуз происходит чаще всего по техническим причинам: сообщение было неправильно закодировано, не дошло из-за сбоя в канале связи, неправильно работал декодер, был неправильным код, были критически велики шумы, был неправильно настроен приемник получателя и т.п.

Источник: 
Мирошниченко А.А., Этика деловых отношений