Совместимость в группе

Социально-психологическая совместимость в группе означает, что данный состав группы возможен для обеспечения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в группе.

По мнению Н.Н. Обозова, совместимость в группе – такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Совместимость можно рассматривать в связи с двумя основными типами групповой жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (межличностной). По сути, в случае инструментальной совместимости, речь идет о сработанности, которая связана с успешностью деятельности.

Выявлением совместимости занимаются специалисты в области организационной, авиационной, космической психологии. Эти вопросы поднимаются также в семейной психологии. Разработаны специальные методики для исследования совместимости (срабатываемости). К ним относятся гомеостатические методы, которые предполагают, что какая-то задача может быть решена только усилиями всех участников группы.

Психологическая несовместимость – это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других и приобретенных свойствах личности, которые могут препятствовать совместной деятельности.

Совместимость в группе не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни могут влиять на низкие и тем самым улучшать общий климат группы. Например, сходство ценностных ориентаций может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций и т.д.

При оценке совместимости могут быть использованы три подхода:

  1. структурный (оценивается сочетание различных сходств и качеств, либо по типу сходства, либо по типу дополнения);
  2. функциональный (оценивается мера согласованности функций, которые выполняются в группе, команде);
  3. адаптивный (оценивается способность к обучению согласованности в операциях и действиях).
Темы: Группа
Источник: Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний
Материалы по теме
Референтные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Социально психологическая структура группы
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Перцептивный уровень взаимодействия в малой группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Положение индивида в группе
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Особенности психологии социальных классов
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Влияние группового меньшинства
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Группы встреч
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Оставить комментарий