Совместимость в группе

Социально-психологическая совместимость в группе означает, что данный состав группы возможен для обеспечения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в группе.

По мнению Н.Н. Обозова, совместимость в группе – такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Совместимость можно рассматривать в связи с двумя основными типами групповой жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (межличностной). По сути, в случае инструментальной совместимости, речь идет о сработанности, которая связана с успешностью деятельности.

Выявлением совместимости занимаются специалисты в области организационной, авиационной, космической психологии. Эти вопросы поднимаются также в семейной психологии. Разработаны специальные методики для исследования совместимости (срабатываемости). К ним относятся гомеостатические методы, которые предполагают, что какая-то задача может быть решена только усилиями всех участников группы.

Психологическая несовместимость – это не просто различие в ценностных установках, отсутствие дружеских связей, неприятие друг друга. Это неспособность в критических ситуациях согласовать свои действия, несинхронность умственных и двигательных реакций, значительные различия во внимании, мышлении и других и приобретенных свойствах личности, которые могут препятствовать совместной деятельности.

Совместимость в группе не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Есть более высокие и более низкие уровни совместимости. Высокие уровни могут влиять на низкие и тем самым улучшать общий климат группы. Например, сходство ценностных ориентаций может сдерживать конфликтность на уровне несовпадения частных вкусов, двигательных реакций и т.д.

При оценке совместимости могут быть использованы три подхода:
1) структурный (оценивается сочетание различных сходств и качеств, либо по типу сходства, либо по типу дополнения);
2) функциональный (оценивается мера согласованности функций, которые выполняются в группе, команде);
3) адаптивный (оценивается способность к обучению согласованности в операциях и действиях).

Источник: 
Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний
Темы: