Психотерапевтическая цель

Цель — такой мотивационный фактор, при котором осознается результат поведения. Для достижения психотерапевтической цели психотерапевт должен каждый раз убеждаться в наличии у пациента мотивации, четко формулировать психотерапевтическую цель, анализировать причины, побуждающие пациента к лечению, владеть психотерапевтическими методами, корректировать психотерапию. Организация и эффективность психотерапии зависят, помимо первоначального состояния пациента, от совпадения целей его и лечащего врача. Строгое определение целей психотерапевтического воздействия (почему и для чего) способствует отбору и построению содержания (что), организации психотерапевтической помощи (как), выбору метода (с помощью чего). Если принять во внимание, что в логическом смысле средства достижения цели могут быть определены как достаточные, избыточные или противоречивые и других форм не имеют, то у психотерапевта проблемы с пациентом могут возникнуть по следующим причинам: 1) по крайней мере, некоторые из средств, необходимых для достижения психотерапевтической цели, отсутствуют, вследствие чего проведение психотерапии на данном этапе оказывается невозможным (например, отсутствие мотивации или низкий интеллект при групповой психотерапии); 2) используемый психотерапевтический прием является избыточным, а поэтому затрудняет поиск средств, необходимых и достаточных для достижения психотерапевтической цели (например, использование конфронтации в первой фазе групповой динамики или аутогенной тренировки для пациентов с ипохондрическим синдромом); 3) избранные методы психотерапии заключают в себя логические противоречия, чем закрывают пути к достижению психотерапевтической цели (например, использование гипноза для пациента с органическим поражением центральной нервной системы).

Таким образом, само по себе определение психотерапевтической цели делает ее более понятной и эффективной. Чаще всего анализ психотерапевтической цели проводится в когнитивной психотерапии.

Источник: 
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия